Анастасия Большакова
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные нашего леса» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Конспект занятия по развитию речи
Тема: "Дикие животные нашего леса"
Возрастная группа: 6 - 7 лет
Образовательная область: речевое развитие
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о диких животных, их детёнышей, названий жилищ;
- закреплять умение детей подбирать слова-антонимы;
- закрепить умение образовывать сложные прилагательные.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Дикие животные нашего леса“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать активный словарь детей по данной теме : лисий, волчий, беличий, заячий, берлога, логово, нора, дупло; тонколапая, длинноухий, рыжехвостая, короткохвостый, остроносый, косоглазый, длинноногий;
- развивать умение детей отвечать полными предложениями на вопросы воспитателя, учить аргументировать свои ответы;
- развивать внимание, память, речь, мышление, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и заботу о животных;
- воспитывать бережное отношение к природе, осознание того, что каждое живое существо имеет своё предназначение;
- формировать навыки сотрудничества, умение работать в команде и в парах, воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая их.
Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие"
Методы и приё мы:
- наглядный (презентация, картинки с изображением диких животных);
- словесный (загадки о диких животных, стихотворения, вопросно-ответная форма занятия);
- здоровьесберегающий (физминутка, пальчиковая гимнастика, танцевальные движения под музыку);
- игровой (игра "Чей хвост?", игра "Найди маму и детёныша", "Помоги животным найти свои жилища);
- практический (рисунки диких животных)
Демонстрационный материал: загадки о диких животных, картинки с изображением диких животных и их детёнышей, картинки к игре "Чей хвост?".
Ход занятия
Дети сидят в групповой комнате. Заходит воспитатель, в руках у него большая коробка. Дети с интересом начинают следить за воспитателем, который подходит к рабочему столу.
Воспитатель:
- Доброе утро, ребята.
Дети:
- Доброе утро, Анастасия Александровна.
Воспитатель:
- Вы видите на столе коробку. Как вы думаете, что в ней?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель:
- Коробка эта не простая, а волшебная. Сегодня утром, по дороге в детский сад, меня остановил почтальон и сказал, что нашей группе прислали посылку. Ребята, вы хотите узнать, что находится в коробке?
Дети:
- Хотим, конечно.
Воспитатель пытается открыть коробку, но она не открывается. Дети замечают на столе конверт.
Дети:
- Анастасия Александровна, на столе лежит конверт.
Воспитатель:
- Посмотрим, что в этом конверте.
Воспитатель открывает конверт. В нём лежат карточки. Кроме карточек в конверте находится письмо, которое читает воспитатель.
"Дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие. Карточки, которые вы видите в конверте, волшебные. Отгадайте загадки, написанные на обороте. Если правильно отгадаете, на карточках появится изображение животных. Желаем вам удачи"
Воспитатель:
- Ребята, вы готовы узнать, что за карточки лежат на столе?
Дети:
- Да, готовы.
Воспитатель:
- Я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать их. Слушайте внимательно.
1. В сосне дупло, в дупле тепло,
Кто живёт в дупле, в тепле?
Дети:
- В дупле живёт белка.
На карточке появляется изображение белки.
Воспитатель:
- Следующая загадка.
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
Дети:
- Это лиса.
3. Иголки лежали, да под куст убежали.
Дети:
- Это ёжик.
4. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Дети:
- Это заяц.
5. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети:
- Это волк.
6. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети:
- Это медведь.
7. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется.
Дети:
- Олень.
Воспитатель:
- Ребята, о каких животных были загадки? Перечислите их.
Дети по очереди перечисляют животных.
Воспитатель:
- Как их можно назвать всех вместе?
Дети:
- Это дикие животные.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами будем говорить о диких животных. Давайте вспомним, что мы о них знаем. На какие два вида подразделяются дикие животные?
Дети:
- Дикие животные бывают двух видов : травоядные и хищные.
Воспитатель:
- Каких животных называют травоядными?
Дети:
- Травоядными называются животные, питающиеся травой, кореньями и листьями деревьев.
Воспитатель:
- Каких животных называют хищными?
Дети:
- Хищные животные - это животные, питающиеся мясом.
Конверт исчезает, а карточки с животными остаются на столе.
В группу заходят Элли и её друзья.
Элли:
- Доброе утро, ребята. Вы узнали моих друзей?
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, из какой сказки наши гости.
Дети:
- Из сказки "Волшебник Изумрудного города".
Воспитатель:
- Если вы обратили внимание, Элли и её друзья какие-то грустные. Элли, что случилось? Может, нужна наша помощь?
Элли:
- Ребята, мы написали вам это письмо. Пока мы шли к вам, животных увидела Гингема и заколдовала их. Злая волшебница сказала, что отпустит их, если мы выполним её задания.
Воспитатель:
- Ребята, поможем Элли и её друзьям освободить животных от владычества злой волшебницы?
Дети:
- Элли, мы поможем вам спасти животных.
Дети садятся за столы. Появляется Гингема.
Гингема:
- Задания будут сложными. Первое задание у вас лежит на столах.
Воспитатель:
- У вас на столах лежат картинки, перевёрнутые лицевой стороной вниз. Переверните картинки. Задание звучит следующим образом: посмотреть на животных, изображённых на картинках, назвать их, сказать хищные они или травоядные и объяснить почему.
Дети выполняют задание. Индивидуальные ответы детей по картинкам. Появляется Гингема, оценивает работу детей, потом отпускает медведя.
Гингема:
- С этим заданием вы справились. Следующее задание вас ждёт.
Она уходит. На слайде появляются животные. Игра "Четвёртый лишний"
Страшила:
- Ребята, мы с друзьями подготовили для вас интересные игры. Давайте поиграем в игру "Четвёртый лишний". Это второе задание Гингемы: вам нужно посмотреть на слайд презентации, на котором изображены ряды животных, назвать каждое животное, выбрать лишнее и объяснить почему.
Воспитатель:
- Ребята, помогите Страшиле выполнить задание Гингемы.
1. Корова - волк - лиса - медведь.
Страшила:
- Ребята, какое животное лишнее и почему?
Дети:
- Лишняя корова, потому что она - домашнее животное, а волк, лиса и медведь - дикие животные.
2. Заяц - кошка - собака - лошадь.
Страшила:
- Какое животное лишнее?
Дети:
- Лишний заяц, потому что он - дикое животное, а кошка, собака и лошадь - домашние животные.
3. Волк - лиса - ёж - заяц.
Страшила:
- Какое животное теперь лишнее, ребята?
Дети:
- Лишний ёж, потому что у него колючки, а волк, лиса и заяц покрыты шерстью.
4. Лиса - медведь - собака - дятел.
Страшила:
- Ребята, какое животное в этом ряду лишнее и почему?
Дети:
- Лишний дятел, потому что он - птица, а лиса, медведь и собака - животные.
Появляется Гингема и отпускает волка.
Гингема:
- Я смотрю, умные вы ребята. Посмотрим, справитесь ли вы со следующим заданием? Оно на доске.
Появляется Железный Дровосек. В руках у него карточки.
Дровосек:
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру "Угадай животное".
Воспитатель:
- Мы с вами знаем, что каждое животное отличается друг от друга своими характерными особенностями. Третье задание Гингемы звучит так: возьмите картинку с изображением животного, назовите его характерные особенности, а остальные участники должны угадать, о каком животном идёт речь.
Дровосек прикрепляет карточки на доску. 4 ребёнка по очереди подходят к доске, берут карточку и загадывают животных, а остальные участники угадывают. Гингема отпускает волка.
Воспитатель:
- Ребята, вы, наверно, устали, выполняя задания Гингемы. Теперь задание от Элли с Тотошкой: вам нужно повторить за ними физминутку.
Физминутка
Раз присядка, два прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движения бёдрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)
И легонечко подпрыгнуть. (лёгкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте. (раскачивание туловища в сторону)
А кому зарядки мало -
Начинает всё сначала! (развести руки в стороны)
Дровосек:
- Ребята, пока вы выполняли звериную зарядку, Гингема прислала новое задание: нужно собрать вырезанные картинки и сказать, какое животное у вас получилось.
Дети самостоятельно в парах выполняют задание.
Гингема оценивает задание и отпускает зайца.
Гингема:
- С этим заданием вы справились. Если правильно выполните следующее задание, я отпущу ёжика.
Появляется Смелый Лев.
Лев:
- Ребята, на доске висят карточки. Посмотрите на картинки и скажите, что не так на них нарисовано.
Дети:
- У животных нет хвостов.
Лев:
- Наверно, злая Гингема поработала. На другом наборе карточек вы видите хвосты животных. Каждый из вас по очереди выходит к доске, находит хвост животного, называя, чей этот хвост и прикладываете к тому животному, которому он принадлежит.
1-й ребёнок выходит к доске и находит хвост волка.
Лев:
- Скажи, чей хвост ты нашёл?
Ребё нок:
- Я нашёл волчий хвост.
2-й ребёнок находит хвост лисы.
Смелый Лев:
- Хвост какого животного ты нашёл?
Ребё нок:
- Я нашёл лисий хвост.
3-й ребёнок находит хвост белки.
Смелый Лев:
- Чей это хвост?
Ребё нок:
- Это беличий хвост.
4-й ребёнок находит хвост зайца.
Смелый Лев:
- Чей хвост ты нашёл?
Ребё нок:
- Я нашёл заячий хвост.
За каждый правильный ответ воспитатель даёт жетоны.
Появляется Гингема, смотрит как выполнено задание.
Гингема:
- Я вижу, все сложные задания вам нипочём. Придётся мне отпустить ежа. У меня для вас ещё задание есть. Посмотрю, как вы с ним справитесь.
Воспитатель:
- Ребята, следующее задание Гингемы заключается в том, что вам нужно закончить предложения, подобрав слова-антонимы. Кто мне скажет, что такое антонимы? Я уже забыла.
Дети:
- Антонимы - это слова, противоположные по значению.
Появляется волшебница Виллина.
Виллина:
- Ребята, вы справились уже со всеми заданиями. Животные практически освободились от власти Гингемы. Для того, чтобы выполнить её задание, предлагаю поиграть в игру "Закончи предложение". Я буду читать предложения, а вы заканчиваете, подбирая слова-антонимы.
Игра "Закончи предложение"
Виллина:
- Заяц зимой белый, а летом.
Дети:
- Серый.
Виллина:
- У зайца хвост короткий, а уши.
Дети:
- Длинные.
Виллина:
- Заяц пушистый, а ёж.
Дети:
- Колючий.
Виллина:
- Медведь дикий, а кошка.
Дети:
- Домашняя.
Виллина:
- Медведь сильный, а заяц.
Дети:
- Слабый.
Виллина:
- Ёж спит днём, а охотится.
Дети:
- Ночью.
Виллина:
- Ёж маленький, а медведь.
Дети:
- Большой.
Виллина:
- Вы большие молодцы, ребята. Осталось последнее предложение. Белка живёт в дупле, а лиса.
Дети:
- В норе.
За каждый правильный ответ выдаётся жетон.
Появляется Гингема и отпускает белку.
Воспитатель:
- Ребята, вы, наверно, устали, выполняя задания. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику с Элли.
Пальчиковая гимнастика
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
"Тук-тук! Дверь открой -
Там в лесу охотник злой!" -
"Зайка, зайка, забегай!
Лапу мне давай!"
Гингема:
- Вы справились со всеми заданиями, животных я отпустила. Однако у меня для вас ещё много заданий. Вы готовы их выполнить?
Дети:
- Да, мы готовы.
Гингема:
- Я сейчас пословицы прочитаю, а вы должны будете объяснить, как вы их понимаете. За каждое правильное утверждение выдаётся жетон.
Гингема читает первую пословицу.
Гингема:
- Белку ловить, ножки отбить. Как вы понимаете эту пословицу?
Дети:
- Белка шустрая, ловкая, быстрая, её невозможно поймать.
Гингема:
- Вторая пословица: ежа без рукавиц не удержать. Что это значит?
Дети:
- Он колючий, и его голыми руками не возьмёшь.
Гингема:
- С этим заданием вы справились, но следующее задание вас ждёт. Его вы выполните со Страшилой.
Гингема уходит, а Страшила подходит к детям.
Страшила:
- Следующее задание Гингемы связано с тем, что вам нужно подобрать слова по смыслу. Каждое животное имеет свой дом. Я буду читать вам стихотворение "Кто где живёт?", а вы хором говорите пропущенные слова.
Стихотворение "Кто где живёт?"
Страшила:
- Медведь живёт.
Дети:
- В берлоге.
Страшила:
- Лиса живёт.
Дети:
- В норе.
Страшила:
- Волк поселился.
Дети:
- В логове.
Страшила:
- А белочка.
Дети:
- В дупле.
Страшила:
- Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком.
Дети:
- Сидит.
Страшила:
- И хвостик его маленький
От страха чуть.
Дети:
- Дрожит.
Страшила:
- Молодцы, ребята, вы всё правильно ответили.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам отдохнуть и потанцевать под музыку с нашими героями.
Звучит музыка "Вот какие шишки"
Появляется Железный Дровосек.
Дровосек:
- Ребята, злая волшебница не знает, как вас ещё проверить. У меня для вас задание. Вы должны образовать сложные прилагательные. За каждый правильный ответ выдаётся жетон.
Дровосек:
- Если у лисы тонкие лапы, то она.
Дети:
- Тонколапая.
Дровосек:
- У зайца длинные уши, он.
Дети:
- Длинноухий.
Дровосек:
- У белки рыжий хвост, она.
Дети:
- Рыжехвостая.
Дровосек:
- У медведя короткий хвост, он.
Дети:
- Короткохвостый.
Дровосек:
- У ежа острый нос, он.
Дети:
- Остроносый.
Дровосек:
- У зайца косые глаза, он.
Дети:
- Косоглазый.
Дровосек:
- Осталось последнее предложение. У лося длинные ноги, он.
Дети:
- Длинноногий.
Появляется Смелый Лев.
Лев:
- Ребята, все задания злой волшебницы вы проходите просто. У неё для вас ещё задание есть: нужно назвать животных и их детёнышей. Например: мама - лиса, папа - лис, детёныш - лисёнок, много детёнышей - лисята. Я предлагаю вам сыграть в игру "Назови животных и их детёнышей".
Воспитатель:
- Ребята, поможем Смелому Льву выполнить задание? На доске висят карточки с животными. Каждый по очереди подходит, выбирает животного и называет его и семью.
Игра "Назови животных и их детёнышей"
1-й ребё нок:
- Мама - волчица, папа - волк, детёныш - волчонок, много детёнышей - волчата.
2-й ребё нок:
- Мама - белка, папа - белка, детёныш - бельчонок, много детёнышей - бельчата.
3-й ребё нок:
- Мама - зайчиха, папа - заяц, детёныш - зайчонок, много детёнышей - зайчата.
4-й ребё нок:
- Мама - лосиха, папа - лось, детёныш - лосёнок, много детёнышей - лосята.
5-й ребё нок:
- Мама - медведица, папа - медведь, детёныш - медвежонок, много детёнышей - медвежата.
За каждый правильный ответ выдаётся жетон.
Лев:
- Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Элли с Тотошкой предлагают детям нарисовать тех животных, о которых они говорили на занятии. Звучит спокойная музыка. Воспитатель даёт детям бумагу и карандаши, помогает детям, если у них не получается.
Итог занятия
Элли:
- Ребята, вы сегодня нам очень помогли справиться со всеми заданиями злой Гингемы. Животные благодарны вам за то, что вы их освободили от власти волшебницы. Вы очень смелые и дружные. Скоро мы встретимся снова.
Воспитатель:
- Ребята, попрощаемся с Элли и её друзьями.
Дети прощаются с героями сказки и возвращаются в группу.
Воспитатель:
- Правильно сказали друзья Элли, что вы сегодня прошли все испытания, так как поддерживали друг друга. Посчитайте, сколько у вас жетонов. Вы видите на столах три круга: красный, жёлтый и зелёный. Кому понравилось и все задания выполнил правильно - поднимаете зелёный круг. Кто считает, что справился с заданиями наполовину, поднимает жёлтый круг. Кому не понравилось занятие или он не мог справиться с заданиями, поднимаете красный круг.
Воспитатель проводит с детьми рефлексию занятия