Ала Кожухарь
Конспект занятия по развитию просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешественники»
Цели
-развитие звукового диапазона, выразительного воспроизведения тембра, интонации, модуляции голоса по силе и высоте.
-развитие речевого дыхания, постановки логического ударения, темпо-ритмической организации речи.
-развитие мелкой моторики и координации движений сопряжено с речью.
-закрепление обобщающих понятий, активизация словаря.
-привитие любви и бережного отношения к природе.
Оборудование
Публикация «Конспект занятия по развитию просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах
-изображения на экране проектора: поезд; катер и теплоход на реке; лес, озвучен пением птиц; ворона у гнезда; избушка; цветочная поляна; таблица слогов.
-атрибуты к сказке «Три медведя».
-раздаточный материал: кружки, квадратики, тетради, карандаши.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Значит, мы с вами будем кем?»
Дети: «Путешественниками»
Логопед: «А для чего люди путешествуют?»
Дети: «Чтобы узнать много нового и интересного»
Логопед: «На чем можно путешествовать?»
Дети: «На самолете, теплоходе, поезде, машины, мотоцикле, автобусе, велосипеде»
Логопед: «Как это можно назвать одним словом?»
Дети: «Транспорт»
Логопед: «Я предлагаю вам сесть в поезд и отправиться в путешествие.» Дети встают паровозиком и имитируют движение поезда, проговаривая слова.
Дети: «Чух – чух – чух.
Мчится поезд и ему
Рельсы вовсе ни к чему!»
Логопед: «Вот мы и добрались до берега реки. Перед нами проплывает большой теплоход и гудит – Ы – Ы – Ы – Ы! (низкое звучание, и – маленький катер тоже гудит, но его гудок будет не таким сильным (высокое)» Дети «гудят» несколько раз.
- По берегу реки мы с вами дошли до леса. Какой здесь чудесный воздух! Давайте, подышим лесным воздухом. Выполняют дыхательные упражнения.
- Давайте прислушаемся к пению птиц. Как красиво они выводят свои трели. А каких птиц вы знаете?
Дети: «Соловья, иволгу, синичку, кукушку, дрозда, жаворонка и т. д.»
Логопед: «Смотрите, ребята, что это на дереве?»
Дети: «Гнездо»
Логопед: «А чье это гнездо?»
Дети: «Воронье»
Логопед: «Как вы догадались?»
Дети: «Потому что возле него сидит ворона».
Логопед: «А гнездо пустое: проворонила ворона вороненка, нет его в гнезде. Давайте скажем так:
- с сожалением: «Жалко вороненка». Дети повторяют.
- с осуждением «Вот растяпа эта ворона!» Дети повторяют
- с удивлением «Не может быть!» Дети повторяют
Логопед: «Ой, ребята, да мы с вами заблудились! А когда заблудятся что кричат?»
Дети: «АУ!»
Логопед: «Смотрите, ребята, мы вышли с вами к избушке. Как вы думаете, кто живет в ней?». Дети высказывают варианты.
Дети: «Три медведя»
Логопед: «Три медведя». Кто знает, как зовут их?»
Дети: «Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка»
Логопед: «Расскажи, Полина, что здесь произошло»
Полина: «Медведи пришли с прогулки и увидели, что кто-то у них побывал. Михайло Иванович подошё л к столу и зарычал страшным голосом:
1-й ребенок: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»
Полина: «Настасья Петровна не слишком грубым голосом»
2-й ребенок: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»
Полина: «А Мишутка увидел свой сломанный стульчик и закричал тоненьким голоском»
3-й ребенок: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»
Логопед: «Пойдемте, ребята, пока медведи не увидели нас»
Идут дальше по лесу.
Логопед: «Ну, вот, ребята, мы с вами вышли на лесную полянку. Посмотрите, сколько на ней разных цветов. Какие цветы вы знаете?»
Дети: «Незабудки, ромашки, васильки, колокольчики, фиалки, ландыши, лютики и т. д.»
Логопед: «Посмотрите, кто летает над цветами?»
Дети: «Бабочки, пчелы, жуки, стрекозы, мотыльки, комары, кузнечики»
Логопед: «Как одним словом их можно назвать?»
Дети: «Насекомые».
Логопед: «Посмотрите, ребята, есть большие пчелы и маленькие, большие жуки и маленькие. Давайте пожужжим, как большой жук: «ЖЖЖЖЖ», - громко, маленький – «жжжжж» - тихо. Как большая пчела: «НННННН» - громко, и маленькая пчелка: «ннннннн» - тихо. Большой комар: «ЗЗЗЗЗЗ» - громко, маленький комар «ззззз» - тихо.
Логопед: «Вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Мы подошли к станции и слышим как приближается поезд. Сначала его гудок слышен тихо, но с приближением его гудок становится громче, а на станции совсем громко. Давайте пропоем его гудок от тихого до громкого, по мере приближения к станции, и, наоборот, голос слабеет, когда поезд удаляется.
УУУ УУУ УУУ УУУ УУУ
Логопед: «А теперь давайте произнесем, как быстро бегут наши вагоны: сначала медленно, потом быстрее и очень быстро». (Произносят дети с уже автоматизированным звуком Р)
- Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Логопед: «Мы с вами вернулись в детский сад. Давайте сядем на свои места и посмотрим на доску. Прочитаем слоги и ударные выделим голосом.
ДА---ДА---ДА---ДА
ДА---ДА---ДА---ДА
ДА---ДА---ДА---ДА
ДА---ДА---ДА---ДА
Логопед: «Сейчас мы с вами поиграем в громкие и тихие слова. если вы считает, что слово громкое, то кладёте квадратик, если тихое – кружок». (Логопед читает слова) Гроза, шелест, гром, тишина, гудок, ласка, грохот, лепет, рычанье, снегопад, шуршанье. (Подводим итог, сколько громких и тихих слов: 5 – громких, 6 – тихих).
Логопед: «Сейчас мы с вами поработаем молоточком и попробуем сосчитать, сколько ударов я сделаю».
а) //, ///, ////, ///.
- теперь откройте тетради и обозначьте удары в тетради (логопед отстукивает) :
б) ///, //, //, /
- Посмотрите на доску, здесь даны схемы ударов, нужно выйти к доске и отстучать их.
в) //, ///, ///, //; ///, //, //, /
Логопед: «Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, где мы побывали с вами и чему научились?»
Дети: «Мы были путешественниками, побывали на реке, в лесу, на станции. Делали дыхательную гимнастику. Говорили голосами медведей. Отстукивали ритм, считали громкие и тихие слова. вспоминали транспорт, птиц, насекомых.»