Елена Боронина
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с ТНР в старшей группе «Поможем Лесовичку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе
Тема: «Поможем Лесовичку»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Формировать умение образовывать глаголы приставочным способом от глагола «лететь»;
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
2. Совершенствовать умения составлять предложение с предлогами на, над, за, перед, между, около, подбирать антонимы к глаголам, согласовывать существительные с числительными в роде, числе;
3. Обогащать активный словарь глаголами;
4. Развивать зрительное восприятие;
5. Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность.
Материал и оборудование: костюм Лесовичка для взрослого, карточки на клейкой основе с изображением птиц, макеты деревьев: летнего (с зелёными листьями) и зимнего (покрытого снегом, мяч, куб со схемами предлогов, макет окна, мольберт.
Силуэты птиц (радостной и грустной, по количеству детей : конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках, конверт с головоломкой с изображением птицы, лента с птицей-оригами, макет дерева, бумажная птица, фишки - «зёрнышки», аудиозапись песни «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова).
Методы и приемы: беседа, мотивация, рассматривание изображений, игры, поощрение, указания, наводящие вопросы.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Живёт в лесу Лесовичок,
Очень мудрый старичок,
Он командует всем лесом
С величайшим интересом.
Все дедулю уважают:
Белки шишки собирают,
Зайцы овощи сажают,
Пчёлки мёдик добывают,
Волки домик охраняют.
Так бежит за годом год,
Е. Бессараб (перераб.)
Под песню «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова) входит Лесовичок.
Лесовичок : Вспомнили вы про меня, ребята, и я сразу пришёл к вам в гости. Здравствуйте.
Дети: Здравствуй, Лесовичок.
Воспитатель: Что случилось, почему ты такой печальный?
Лесовичок : Ребята, беда… У нас в лесу пропали все птицы.
Воспитатель: Разве могли все птицы пропасть? Что случилось, как вы думаете, ребята?
Дети: Улетели в тёплые края. Остались зимующие.
Лесовичок : И зимующих нигде нет! Ох, наверное, эти озорницы решили поиграть со мной в прятки: каждая птица оставила задание, выполнив которое, её можно найти. Но я уже слишком стар, мне с ними играть тяжело.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лесовичку.
Игра «Птицы перелётные и зимующие»
Цель: активизация представлений детей о перелётных и зимующих птицах.
Ход игры: Детям предлагают карточки на клейкой основе с изображениями птиц. Необходимо назвать их и рассадить на деревья: перелётных на то, где зеленеют листья (летнее, зимующих - на покрытое снегом (зимнее).
Лесовичок : Молодцы! Чтобы найти остальных птиц, нам необходимо помочь им взлететь.
Дыхательная гимнастика «Птицы»
Цель: формирование плавной воздушной струи, выработка речевого дыхания.
Ход: Каждый ребёнок держит ленту с птицей-оригами. Предлагается подуть на неё, чтобы она взлетела.
И. п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища;
1 - поднять руку с лентой вверх — вдох;
2 - задержать дыхание на один счёт;
3 - следя, чтобы щёки не надувались, сделать протяжный выдох [п-ф-ф-ф-с-с-с-с] на птицу так, чтобы она «взлетела»;
4 - опустить руку, расслабиться, ленту с птицей взять в другую руку. (Повторить 2—3 раза.)
Лесовичок : Как хорошо наши птицы взлетели!
Игра «Куда птица полетела?»
Цель: формирование умения составлять предложение с предлогами на, под, за, перед, между, около.
Ход игры: Детям предлагается рассказать, куда полетела или села птица, глядя на куб со схемами предлогов. Дети по очереди бросают куб и, глядя на схему-подсказку, которая выпадет, составляют предложение с предлогами:
— Птица села на дерево.
— Птица летит около дерева.
— Птица летит между деревьями.
— Птица спряталась за деревом. И т. д.
Лесовичок : Молодцы, справились с заданием.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: формирование умения подбирать антонимы к глаголам.
Ход игры: Лесовичок называет действие и по очереди бросает мяч детям, стоящим в кругу. Тот, кто поймал мяч, называет глагол-антоним:
Одеть — … (раздеть).
Поднять — … (опустить).
Бежать — … (стоять).
Радовать — … (огорчать).
Молчать — … (говорить).
Ругать — … (хвалить). И т. д.
Физкультминутка «Воробей»
Скачет шустрый воробей,
(Прыгают на месте.)
Ему на месте не сидится,
(Прыгают на левой ноге на месте.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыгают на правой ноге на месте.)
Завертелся, как волчок.
(Кружатся на месте.)
Вот присел он на минутку,
(Приседают.)
Почесал он клювом грудку,
(Встают, наклоны головы вправо-влево.)
И с дорожки на плетень,
(Прыгают на левой ноге на месте.)
Тири-тири,
(Прыгают на правой ноге на месте.)
Тень-тень-тень!
(Прыгают на двух ногах на месте.)
А. Барто (перераб.)
Игра «Доскажи словечко»
Цель: формирование у детей старшей группы умения образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь.
Ход игры: Перед каждым ребёнком стоит макет дерева и бумажная птица, дети слышат начало предложения, продолжая его, произносят глагол и выполняют действие с птицей.
Сидела птица на земле.
И вдруг птица с земли — … (взлетела).
К дереву — … (подлетела).
Вокруг дерева — … (облетела).
До дерева — … (долетела).
На ветку дерева — … (прилетела).
С ветки на ветку — … (перелетела).
Опять вокруг дерева — … (облетела).
От дерева — … (отлетела).
Чего-то испугалась и — … (улетела).
Лесовичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Игра «За окном»
Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными.
Ход игры: На мольберте расположен макет окна. У детей на столах лежат конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках. Детям поочерёдно предлагают назвать и сосчитать птиц, которые лежат в конверте, а затем расположить их в окне.
Дети прикрепляют карточки с изображением птиц к макету окна и определяют их количество. Например: «Я вижу за окном пять ворон, двух синиц, трёх дятлов, одного голубя». И т. д.
Зрительная гимнастика
Цель: снятие нарастающего утомления глаз, укрепление глазных мышц и устранение напряжения.
Небо синее вокруг.
Стая птиц летит на юг.
(Круговые движения глазами в одну сторону.)
Чтоб скорей им прилетать,
Будем крыльями махать.
(Круговые движения глазами в другую сторону.)
Взмахнули правым крылом,
(Глаза вправо.)
Взмахнули левым крылом,
(Глаза влево.)
Взмахнули правым крылом,
(Из левого угла в правый угол.)
Взмахнули левым крылом.
(Из правого угла в левый угол.)
Игра «Сложи птицу»
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.
Ход игры: На столах лежат конверты с головоломками, которые детям предлагается сложить. У каждого ребёнка открывается изображение птицы.
Лесовичок : Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне вернуть в наш лес птиц. Пойду их угощу, чтобы больше не прятались от меня. Всем до свидания, приходите в гости.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам понравилось помогать Лесовичку? Какое задание вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (Детям предлагают «покормить птиц» : если занятие понравилось, положить фишку — «зёрнышко» к силуэту радостной птички, не понравилось — к силуэту грустной.)