Александра Трофимова
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Трофимова Александра Викторовна, учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад, Минусинский район, с. Лугавское.
Тема: звук (ч).
Цель: уточнить произношение звука (ч); совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат.
Ход занятия
1 Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.
Колобок звездочет сосулька
Барабан дудочка фанфары
Балалайка лилипут шишка
Попугай мультфильм верталет
2. Артикуляционная гимнастика.
Чередование упражнений «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор».
«Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.
3. Знакомство со звуком (ч)
Загадка: В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит. (Паровоз)
- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч-ч.
4. Анализ артикуляции звука.
- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.
Дети анализируют произношение звука (ч) по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук (ч? (Согласный, только мягкий, глухой)
- Какую фишку поднял Незнайка? Почему? Почему он не показал синюю фишку?
5. Развитие фонематического слуха
Игра «Будь внимательным».
- Увидев зеленый фонарик Незнайки, паровоз остановился.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
- Незнайка объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук (ч) :
Вагончик стучат станция
Шпалы мчится страна
Прочный колеса чудесная
Рельсы качается сказочная
6. Упражнение в произношении звука (ч).
- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу-чу, чу, чу.
Ча, ча, ча-ча, ча.
Чи-чи-чи, чи-чи.
Дети воспроизводят слоговой ряд, соблюдая ритм.
- Паровоз набирает скорость. Произнести на одном выдохе: ча-чо-чу-чи-че.
7. Выделение звука (ч) из состава слова.
- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картинку. Каких персонажей сказок мы повстречали в стране сказок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картинку. Назовите слова со звуком (ч). Определите место звука (ч) в слове. (Чиполлино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич).
Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука (ч) в слове.
8. Физминутка. Игра «Поезд».
Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
К новой сказке я лечу.
Поезд идет «по мосту» (кирпичикам, проходит через «туннель»(ворота для подлезания, движется по извилистой «дороге» (по изогнутому канату).
9. Звуковой анализ.
Загадка: Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком (ч). Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.
10. Формирование грамматического строя речи.
а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
- Везет наш поезд дальше. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите, у нее даже спинка изогнулась, как вопросительный знак.
- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа? Почемучка спрашивает, почему плачут дед и бабка? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.
Аналогично составляется предложение по следующей паре картинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем перекинув мостик «потому что», дать объяснения.
- Почемучка продолжает задавать вам вопросы: «Почему растаяла снегурочка? Почему сломался теремок? Почему лиса съела колобка?
б) «Исправь предложение»
- Незнайка тоже составил предложение со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложение правильно.
У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца.
Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.
11. Итог занятия.
- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук (ч).