Елена Ветрова
Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте
на тему :
«Звук Л. Буква Л»
подготовительная группа
Составил: учитель-логопед Е. А. Ветрова
Цель:
Коррекционно - образовательные:
Публикация «Конспект занятия по грамоте на тему: „Звук л, Буква л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Систематизировать знания о продуктах питания; активизировать речь детей существительными, обозначающими продукты питания, формировать функцию словоизменения: продолжать обучать правильно употреблять существительные в творительном падеже. Закрепить навык чёткого различения и произношения звука Л в слогах, словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие: развивать умение определять позицию звука, воспроизводить звуковой анализ односложных слов. Продолжать учить детей составлять распространённые дополнениями предложения, используя схемы, работать над предложениями. Познакомить с буквой Л. Продолжать обучать чтению закрытых, открытых слогов.
Коррекционно - развивающие:
Активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений, развитие внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно – воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
демонстрационный материал:
ларец, ключик, схемы характеристики звуков, скатерть с укреплёнными на ней картинками изображающих продукты питания, схемы позиции звука, звуковая схема, касса букв, слоговые ряды для чтения.
раздаточный материал:
плоскостные цветы-фишки, схемы предложений, простые карандаши, тетради.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, в каждой сказке есть волшебство и волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: «Ковёр-самолёт», «Лампа-Алладина», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебная палочка», «Сапоги-скороходы».
Логопед: У меня тоже есть волшебный предмет – это ларец. Интересно, что в нём лежит? Хотите посмотреть?
Дети: Да.
2. Основная часть.
2.1. Д/и «Подбери ключик». Артикуляционный уклад.
Логопед:
Вот ларец волшебный, непростой,
Подобрать должны мы ключик звуковой.
Чтобы правильно подобрать ключик послушайте подсказку:
Широкий язык в бугорки упирается,
По бокам от языка воздух пробирается.
Дети: Звук Л
Логопед: Правильно.
2.2. Д/и «Подбери код». Характеристика звука Л.
Логопед: Вот мы и нашли звуковой ключик Л.
Ключик поверни,
Код к замочку подбери.
(Логопед показывает несколько схем характеристики звуков. Дети выбирают соответствующую схему характеристики звука Л)
Логопед: Молодцы, ребята, вы правильно выбрали код: Звук Л – согласный, звонкий, твёрдый.
2.3. Д/и «Открой ларец». Изолированное произношение звука Л.
Логопед: Чтобы открыть ларец поверните звуковой ключик и произнесите столько раз звук Л, сколько звёздочек на ларце.
(Дети произносят звук Л 5 раз, ларец открывается)
2.4. Д/и «Волшебные слова». Произношение звука Л в слогах.
(Логопед достаёт из ларца «Скатерть-самобранку»)
Логопед: Ребята, что это?
Дети: Скатерть.
Логопед: Это не простая скатерть. Чтобы её развернуть нужно повторить за мной волшебное заклинание по очереди.
- Лы-ла-лы (Дети повторяют слоговые ряды, логопед разворачивает первый угол скатерти. Аналогично разворачиваются остальные углы.);
- Ло-лу-ло; ал-ыл-ал; ул-ол-ул.
2.5. Произношение звука Л в словах.
(Логопед полностью развернув скатерть, просит детей перечислить продукты питания, изображённые на скатерти)
Логопед: Ребята, чем угощает нас «Скатерть-самобранка»?
Дети: халвой, мармеладом, лапшой, молоком, яблоком, маслом, булкой.
Логопед: Назовите угощенье одним словом.
Дети: Продукты питания.
2.6. Д/и «Украсим скатерть». Определение позиции звука в словах.
Логопед: Ребята, украсьте скатерть, определив место звука Л в словах.
(Логопед каждому ребёнку раздаёт плоскостные цветы. Дети определяют позицию звука в словах, используя схемы, фишки-плоскостные цветы)
Предполагаемые ответы детей:
- В слове «лапша» звук Л находится в начале слова;
- В слове «молоко» звук Л находится в середине слова.
2.7. Д/и «Назови продукт». Звуковой анализ слова.
(Логопед предлагает детям сесть за столы.)
Логопед: Ребята, какого продукта нет на скатерти? Отгадать вам поможет картинка-подсказка. (Логопед показывает детям звуковую схему слова «лук»)
Дети: Лук.
Логопед: Правильно. (Звуковой анализ слова «лук»)
2.8. Д/и «Расскажи о продукте». Произношение звука Л в предложениях. Составление предложений по схемам.
Логопед: Ребята, с помощью картинок-помощниц расскажите о продуктах питания.
Предполагаемые ответы детей:
-Корова даёт вкусное молоко.
-На дереве растёт румяное яблоко.
-Бабушка испекла вкусные булочки.
-Папа купил копчёную колбасу.
-Мама жарит лук на сковороде.
-Мама варит в кастрюле лапшу.
(Проводится анализ последнего предложения)
2.9. Знакомство с буквой Л.
Логопед: Ребята, волшебные предметы надо вовремя возвращать в сказки, чтобы их волшебные свойства не исчезли.
(Логопед предлагает детям подойти к скатерти)
Логопед:
Скатерть - самобранку свернём,
И в ларец вернём.
(Логопед кладёт скатерть в ларец и берёт ключ)
Логопед: Ребята, посмотрите какой интересной формы ключ от ларца. На что он похож?
Дети: На букву Л.
(Логопед предлагает детям сесть за столы и напечатать букву Л)
2.10. Чтение.
Логопед: Чтобы вернуть ларец обратно в сказку прочитайте волшебные заклинания.
Дети читают по одному закрытые слоги: ал, ол, ул. ыл, эл; открытые слоги: ла; ло; лу; лы; лэ.
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите ларец исчез. Молодцы, вы хорошо потрудились, правильно выполнили все задания. Какие задания вам понравились?
(Дети рассказывают что делали на занятии)