наталья кибенева
Конспект занятия по приобщению дошкольников к словесному творчеству по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А. С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане…».
Задачи:
Образовательные:
- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина посредством различных форм выразительности;
- активизировать речь детей: учить понятно для окружающих высказывать свои мысли;
Публикация «Конспект занятия по приобщению дошкольников к словесному творчеству по сказке А, С, Пушкина „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- обогащать словарный запас детей, знакомя их с особенностями выразительных средств языка А. С. Пушкина.
- формировать умение вырезать детали, аккуратно наклеивать их по образцу.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- развивать интерес к аппликации;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к сказкам А. С. Пушкина; к творческой деятельности;
- способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;
- продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней;
- воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия, воспитание аккуратности.
Ход занятия.
В-ль: Добрый день! Ребята, рассаживайтесь на стульчики. Мы с вами читали сказки великого русского поэта (появляется слайд или показать портрет А. С. Пушкина). Узнали вы его?
Д: Александр Сергеевич Пушкин.
В-ль: Александр Сергеевич Пушкин жил в те времена, когда еще даже наших бабушек и дедушек не было на свете. Он сочинил очень много сказок. Их знают и любят взрослые и дети. Александр Сергеевич родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ухаживала няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки. Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал в своих стихах. Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать. Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты,Сашенька, не спишь?» - спросили его. Он ответил: «Сочиняю стихи».
В-ль: Ребята, какие сказки А. С. Пушкина вы помните?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о царе Салтане»
В-ль: Сегодня мы с вами отправимся в сказку о царе Салтане. Ребята, а почему это сказка?
Дети:Здесь много волшебства.
В-ль: Какие чудеса вы можете вспомнить из этой сказки?
Дети: Царевна-лебедь, царевич превращается в комара, 33 богатыря выходят из воды…
В-ль: Поделитесь на 2 команды. В конвертах сложены детали иллюстрации. Вам нужно собрать картинку.
Игра «Собери картинку»
В-ль: Расскажите, пожалуйста, что изображено на вашей картине. Попробуйте вспомнить слова из сказки.
Ребенок 1: …
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает,будто пава.
А как речь –то говорит,
Словно реченька журчит.
В-ль: А сейчас давайте послушаем отрывок из оперы Римского- Корсакова «Царевна- Лебедь». Какие чувства, желания вызывает у вас эта музыка?
Ребенок 2: Мне хочется превратиться в такую же красивую девицу.
Ребенок 3: Мне хочется станцевать прекрасный танец. И т. д.
В-ль: В музыке мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку.
Теперь обратимся к другой иллюстрации. Что на картине изображено, расскажите.
Ребенок 1:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутяться на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
В-ль: Ребята, как богатыри выходят из моря?
Дети: Грозно, величаво, торжественно, гордо, решительно и т. д.
В-ль: Прослушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «33 богатыря».
Что вы представляли, когда слушали эту музыку?
В-ль: Да. Сначала мы слышим голос трубы, он нас оповещает, что идут богатыри, музыка передает, как бурлит море, как приближаются богатыри. Она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море – музыка станет тише.
Ребята, какое ещё волшебство есть в сказке, о котором мы не говорили.
Дети: Белочка.
В-ль: Правильно. Встречайте белочку из сказки.
(входит белочка – девочка из подготовительной группы - с золотыми орешками (грецкие орехи,обернутые в фольгу)
Белочка: Здравствуйте, ребята! Я приплыла со славного острова царя Гвидона и хочу с вами поиграть!
Физкультминутка «Кто самый внимательный»
Дети встают в круг. Белочка встает в середине круга и раздает орешки. Орешки кладут у своего места на пол. Под музыку «Во саду ли в огороде» дети бегут по кругу, белочка танцует в середине и прячет по 1-2 ореха. При остановке музыки дети хватают орехи, а кому не досталось,выбывает из игры.
В-ль: Молодцы! Хорошо поиграли. Спасибо, белочка! Оставайся с нами.
Давайте рассмотрим иллюстрацию белочки к сказке художника … А кто расскажет слова из сказки про белочку?
Ребенок: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
В-ль: Теперь давайте посмотрим какой вы видите белочку из сказки Пушкина? Садитесь за столы, будем делать аппликацию.
Белочка: Ребята, а кому из вас нужна помощь?
Аппликация.
Ребята, вам нужно из представленных геометрических фигур вырезать и составить силуэт белочки. Из чего мы сделаем туловище белочки?
Дети: Из прямоугольника.
В-ль: Из какой геометрической фигуры будем делать голову?
Дети: Из квадрата.
В-ль: Из каких фигур вырежем лапки?
Дети: Из маленьких прямоугольников.
В-ль: Из чего мы вырежем хвост?
Дети: Из прямоугольника.
В-ль: С помощью какой фигуры мы сделаем мордочку?
Дети: Из одного маленького квадрата.
В-ль: А уши из какой фигуры?
Дети: Маленький квадрат поделим пополам.
В-ль: Теперь соберем вырезанные детали в единое целое: туловище расположить толстым концом вниз, сверху- голова, сбоку- хвост, передняя лапа- сверху, вторая лапа- внизу. Наклеиваем. Оформляем мордочку (рисуем глазки, носик, В лапы можно дать платочек или орешек.
Расскажите о своей белочке.
Ответы детей.
В-ль: Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии?
Ответы детей.