Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре «В золоте хохломы — золото осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Продолжать формировать понятие нравственных эталонов и различение духовно-нравственных категорий: добро-зло, мудрость-хитрость Познакомить детей с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого); пробудить интерес к народной культуре.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре „В золоте хохломы — золото осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Вызвать интерес к подбору изделий с хохломской росписью. Продолжать учить составлять узор росписи на плоскостных силуэтах, украшать ягодами, листьями, травкой.
Развивающие. Развивать умение видеть, понимать красоту художественных изделий. Развивать чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита росписи.
Воспитывающие. Формировать интерес детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора; Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
Материал. Букет осенних листьев. Несколько разных ложек (деревянная, пластиковая, металлическая). Две вазы (или картинки) с хохломской и гжельской росписями. Образцы ложек для росписи. Оформление настенного панно с изображением плоскостных фигур по сказке «Жихарка».
Предварительная работа. Создать различные образовательные выставки посуды хохломской и гжельской росписи. Целевые прогулки по осеннему саду. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Три медведя», «Лиса и Волк».
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? Дети. Осень. Воспитатель. Осень какая? Дети. Осень золотая. Воспитатель. Кто про осень знает стихотворение? Ребенок. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и разделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Воспитатель. Значит осень кто? Дети. Осень художница. Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой красивый букет из осенних листьев я собрала. Только вот не знаю, какая ваза лучше подойдёт для осеннего букета? Вы подумайте и мне скажите. (Дети указывают на вазу с хохломской росписью. Воспитатель ставит букет в вазу с хохломской росписью). Воспитатель. Ах, как красиво! В золоте хохломы – золото осени. (Воспитатель показывает тарелку с хохломской росписью) .Дети, что это? Дети. Тарелка. Воспитатель. Чего не хватает, чтобы можно было покушать? Дети высказывают свои догадки (еды, ложки). Воспитатель показывает детям несколько разных ложек. Ребята, пожалуйста, найдите ту ложку, которая подходит к этой красивой тарелке. Дети находят ложку с хохломской росписью. Воспитатель кладёт ложку на тарелку. «Ложечка точёная, ручка золочёная» Педагог радуется вместе с детьми. Воспитатель. Ребята, как вам удалось найти пару? Помогает осмыслить детям, что тарелка и ложка похожи цветом и узором. Как вы думаете, почему хохлому называют цветом осени? Давайте рассмотрим все изделия. Расписные ложки и чашки вы разглядите не спешите. Здесь каждый листик золотой, красоту такую люди называют хохломой. Как волшебница жар – птица Не выходит из ума, чародейка, мастерица, Золотая хохлома! Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой Посмотри товар какой! Воспитатель показывает иллюстрации к русской народной сказке «Жихарка», даёт возможность рассмотреть и поделиться своими впечатлениями.
Воспитатель. Мы с вами уже знаем сказку «Жихарка», когда кот и петух отняли у лисы Жихарку и наказали её. Но сейчас послушайте продолжение сказки на новый лад.
В дремучем лесу под трухлявым пеньком, В глубокой норе у лисицы был дом. Лисица свой дом берегла, охраняла И много вещичек в него натаскала:
Лисице всё мало О ложке с узором давно уж мечтала. Украсть золоченую ложку не прочь. Думу о ложке её так измучила, Ждёт не дождётся удобного случая. На доске плоскостные изображения нора лисы, лисица, дома Жихарки, Жихарка, кота и петуха. Воспитатель. А как все случилось, я вам расскажу. Послушайте, дети, сказку мою… Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. По ходу рассказывания сказки воспитатель показывает иллюстрации. [/i]Воспитатель. Вот кот Жихарке дал наказ – Запри калитку и до нас Никому не отпирай, В дом чужих не допускай. Навари нам каши, щей, Стол накрой, чайку согрей.
Жихарка обед варил, стол накрывал, чашки да ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
-Эта простая ложка - котова, эта простая ложка -Петина, а это не простая - точеная, ручка золоченая - это Жихаркина. Никому ее не отдам, буду кушать ею сам. Ложка у Жихарки была расписная.
Вот Жихарка захлопотался, он всё ложкой любовался, Про калитку позабыл, на засовчик не закрыл. И лиса про то узнала, вмиг к избушке прибежала. Да калитку растворила и пошла к столу, стала ложки перебирать:
- Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова, а эта ложка не простая - точеная, ручка золоченая, эту я себе возьму.
А Жихарка во весь голос:
- Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
-Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова, а эта ложка не простая - точеная, ручка золоченая, - эту я себе возьму.
А Жихарка во весь голос:
- Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
Лиса ложку Жихаркину схватила И скорее шасть, за дверь, до чего же хитрый зверь. Вот бежит, бежит лиса, Бежит в тёмные леса, Уносит ложечку точёную, Ручку золочёную.
Забежали в дом кот и петух видят, Жихарка в слезах.
Жихарка рассказал, что лиса ложку отняла, Ложечку точёную, ручку золочёную. Что теперь за стол не сесть. Чем теперь он будет есть? Воспитатель. Ребята, Жихарка был маленький и очень любил играть и кататься на каруселях. Давайте и мы с вами покатаемся на каруселях. Игра «Карусели».
Воспитатель. Кот и Петя могут ложки мастерить, Но вот беда они не рисовали никогда. И в их доме для затей нет ни красок, ни кистей. Что им делать, как им быть, как Жихарки пособить?
В детский сад ребята ходят, научились здесь всему: песни петь и танцевать и конечно рисовать. Вы, Жихарке помогите, ложки распишите. Нарисуйте на ложке ягоды методом тычка. Каждый выбирает свою понравившуюся ягодку. Завершая работу, добавьте капельки жёлтого цвета – цвета золотой осени.
Пальчиковая гимнастика «Разогреем наши пальчики». Туки - туки мишка в свой бежит домишко, Забежал за забор и калитку на запор. Наши пальцы мастера, за работу им пора. Дети берут образцы ложек и расписывают их. По окончании все работы рассматриваются Воспитатель. Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в группе стало светло от ваших работ! Молодцы. Мы подарим свои ложки Жихарки и его друзьям. Воспитатель. - Что наказывали Жихарки котик и петух, когда уходили в лес? Какая была лиса? Что можно сказать о котике и петухе? Как называется посуда, которой Жихарка накрывал на стол? С каким временем года можно сравнить золотую хохлому?