Светлана кузьменкова
Конспект развлечения по приобщению к истокам русской народной культуры для детей 3–7 лет «Сороки»
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №47" города Смоленска
(МБДОУ "Детский сад №47")
Конспект развлечения по приобщению
к истокам русской народной культуры
для детей 3-7 лет
" Сороки "
Публикация «Конспект развлечения по приобщению к истокам русской народной культуры для детей 3–7 лет „Сороки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
(конспект выполнен на основе методических рекомендаций примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; парциальной программы: "Приобщение к истокам народной культуры" Князева О. Л., Моханева М. Д.
в соответствии с ФГОС ДО)
воспитатель Кленова И. В. ;
воспитатель1-й квалификационной категории
Кузьменкова С. И. ;
воспитатель1-й квалификационной категории
Сенченкова Е. В. ;
г. Смоленск
2019г.
Развлечение по приобщению к истокам русской народной культуры
для детей 3-7 лет
" Сороки"
Цель: создать условия для приобщения детей к русскому народному празднику «Сороки».
Задачи:
o воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям и обычаям,
o прививать любовь к русскому народному творчеству; показать выразительность, образность и красоту русского языка,
o знакомить детей с русским народным обычаем – закликанием или зазыванием весны на «Сороки»,
o формировать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
o развивать память, внимание, наблюдательность, двигательные способности дошкольников в процессе народных игр.
Предварительная работа:
1. Ситуативные беседы «Весна наступает» (вторая младшая группа, «Весна-красна» (средняя группа, «Весна идет, весне дорогу» (старшая разновозрастная группа,
2. Подготовка презентаций к развлечению (воспитатели групп,
3. Украшение зала, декорации (воспитатели групп,
4. Выставка «Жаворонок» (родители с детьми,
5. Подготовка конкурсов, атрибутов, музыки, разучивание закличек, инсценировка (воспитатели групп,
6. Выпечка угощения: печенье-жаворонки (родители детей).
Атрибуты:
1. ИКТ оборудование (ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентации «Весна-красна», «Сороки», фонотека);
2. Украшения для зала ( декорации для сценки: печь, лавки, прялка, ведра с коромыслом, кадушка с «тестом», птички «Жаворонки» (детская работа);
3. Костюмы русские народные для ведущих и детей
4. Атрибуты конкурсов (птички-жаворонки на палочках и без, макет дерева);
5. Угощение: печенье-жаворонки.
Ход развлечения
Дети входят в зал под музыку (муз. сопровождение И. Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник») садятся на стулья.
Ведущий:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
( Дети: это весна.)
Презентация – фильм «Идет весна, весне дорогу» (муз. сопровождение Чайковский «Времена года. Март. Песнь жаворонка»)
Ведущий: Весна – это прекрасное время года. Весной просыпается все вокруг: и растения, и животные, и сама матушка-земля. Давным-давно, в старину, как и до сих пор, люди ждали с нетерпением прихода весны, тепла, время, когда можно было начинать посев хлеба, льна. Ведь хороший урожай хлеба и льна означал, что все люди будут сыты, одеты и счастливы.
Давайте с вами перенесемся в давние времена и посмотрим как жили наши предки. (муз. сопровождение «В гостях у сказки»)
Место действия: Древняя русская изба. У печи прялка, дети (в русских народных костюмах) играют на лавке. Входит мать с ведрами.
Матушка: Ох устала я детушки-ребятушки мои (мальчик-сын помогает матери с ведрами). Скорее бы весна пришла, дорожки высушила, траву-мураву из матушки землицы повыгнала.
Ребенок: Так давай позовем весну, матушка, она и придет.
Матушка: Знаете, ребятки, а ведь сегодня день не простой. Сегодня праздник большой Сороки. На Сороки сорок птиц прилетают, сорок пичуг на Русь пробираются.
СЛАЙД 1
Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются жаворонки, которые несут на крыльях весну. Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья
СЛАЙД 2
Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку - жаворонка. Как божью птицу, жаворонка нельзя употреблять в пищу, а убить великий грех. Жаворонок - певец Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекут из пресного ржаного теста фигурки жаворонков.
СЛАЙД 3
В жаворонков со сложенными крылышками, спрятала я разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считается первый съеденный жаворонок. (Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.)
СЛАЙД 4
Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали, закликая жаворонков и весну.
Веснянки — песни, которыми встречали — «гукали» — весну.
СЛАЙД 5
Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или такая, например: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.
Матушка: Держите-ка жаворонков, да бегите в поле, выпустите их на волю да весну позовите.
(Дети берут жаворонков на палочках и становятся полукругом. Поют веснянки)
1)Уж вы жавороночки,
Жавороночки,
Прилетите вы к нам,
Принесите вы нам
Лето теплое,
Весну красную!
Весну с дождем,
Лето с травами!
2)А соха-борона,
Ступай на поля,
Вспаши, взборони
Хлебца новенького,
Хлебца новенького,
Посолёненького!
3)Кулики, кулики,
Куликали,
Весну красную
Закликали:
«Весна красна,
На чем пришла?»
4)«На сохе, на бороне,
На кривой кочерге,
На жердочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку».
(Дети вешают жаворонков на ветку дерева и убегают)
Ведущий: Вы хотите ребятки, чтобы жаворонки скорее прилетели? (Да) Давайте поиграем.
Игра
«Летели птички – ростом невелички» :
Летели птички – ростом невелички (Дети машут руками, как крыльями)
Как они летели – все люди глядели (Подставляют ладошку к глазам и поворачиваются).
Как они садились – все люди дивились (Приседают, встают, пожимают плечами).
Как они вставали – крепко целовали (Встают, посылают воздушные поцелуи)
Ведущий: Хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки.
Загадки
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу (Весна)
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня (Весна)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весной)
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весной)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …
(Весна)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла (Весна)
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый…
(Ручей)
За окном звенит она
И поет: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!»
Слышно с крыши:
«Шлеп-шлеп-шлеп!»
Это маленький потоп.
(Капель)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
(скворечник)
В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры.
(береза)
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи!
(Перелетные птицы)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
(гнездо)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(март)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
“Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!”
Далеко слышна свирель.
Это будит всех …
(апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что это за месяц?
(Май)
Ведущий: Давайте попробуем сами запустить жаворонков.
Игра «Запусти жаворонка»
(Дети подбрасывают жаворонков вверх. Кто выше подбросит, тот и победил – позвал весну)
Ведуший: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что наши предки были очень наблюдательными и придумали про весну множество пословиц и примет. Попробуйте вспомнить некоторые из них и продолжить.
Игра «Заверши пословицу (примету)»
Увидал грача – весну… (встречай)
Грач на горе – весна… (на дворе)
Жаворонок к теплу, а зяблик … (к стуже)
Ведуший:
-Запомнили, ребята, как назывался праздник весны? (Сороки)
-Печенье в виде кого пекли хозяйки на этот праздник? (Птицы, жаворонки)
-Какой обряд совершали люди, чтобы позвать весну? (Запускали птиц, пели веснянки)
Давайте с вами выучим одну из них.
(Дети становятся в хоровод)
«Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела
СЛАЙД 6 (муз. сопровождение хоровод «Ручеек»)
Матушка: Вот и печенье поспело в печи, угощайтесь детушки. (Матушка угощает детей печеньем - жаворонки)
Источники :
Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. Перераб. и доп. – СП6: ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2015 г.
Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольныхобразовательных учреждений / Авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд. Прераб. И дополон. – СП6. «ДЕТСТВО_ПРЕСС». 2008г.
Мустаев Н. А. Народные приметы. Казань, 1987.
Рыбаков Б. В. Народный календарь. Свердловск, 1980.
Шангина И. И. русские традиционные праздники. Санкт-Петербург, 1997.