Марина Барышникова
Конспект занятия по правовому воспитанию «Путешествие в страну «Правдилия» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по правовому воспитанию «Путешествие в страну «Правдилия»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Продолжать познакомить детей с основами прав человека в интересной и занимательной форме, используя для этого игры — драматизации к знакомым сказкам. Развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни. Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию „Путешествие в страну „Правдилия“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Ход занятия:
Воспитатель : У меня в руках волшебная книга, в которой рассказано об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия.
Чтение сказки.
В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо.
Потому что у каждого из них было много прав : право на счастье,
право на жизнь, право на свободу, право на отдых.
А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями
К одному из них жители относились по-особенному, трепетно.
Берегли его, потому что это был «цветок Счастья».
У «цветка Счастья» были необычные лепестки,
на обратной стороне которых были записаны правила
(права). Именно эти правила строго соблюдались
жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы…
— Однажды над страной нависла чёрная — пречёрная туча,
налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии
попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье.
А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены
тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного
лепестка. И наступили в стране страшные времена.
Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и
неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут
заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
— Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Правдилии? Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок.
Давайте поможем жителям Правдилии. А перед этим предлагаю всем взяться за руки и подарить друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
– Мы дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
-Итак, в Правдилию вперед.
1. Восп-ль : — А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята.
(инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух») – «Право на жизнь»
(Звучит голос петуха)
– Несет меня Лиса за тёмные леса,
За быстрые реки, за высокие горы,
Кот-коток, спаси меня!
Восп. -Кто зовет на помощь и из какой сказки? (На помощь зовет петух из сказки «Кот, лиса и петух»)
Восп. - Что лиса натворила и зачем? (Она украла петуха, чтобы съесть его.)
Восп. -Что же делать? Как нам помочь бедняге?
А для этого нам надо найти красный лепесток и все наладится!
(Находим лепесток, на нем – «Право на жизнь»)
Петух- Спасибо вам, ребята, вы спасли мне жизнь!
Какое право нарушила лиса.
— А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.
Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
Восп-ль : — Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь героев? («Красная шапочка» «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди»,). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
А сейчас мы отправляемся дальше и нам надо найти синий лепесток.
2 лепесток Право на жилье и неприкосновенность.
Кукольный театр «Заюшкина избушка» (избушка на ширму) Право на жилье
Заяц : Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята, со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).
Лиса : А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? - Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц : Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса, меня выгонять (плачет).
Лиса : Я в лесу хозяйка! На все имею права.
Воспитатель : Подожди, лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы сейчас у ребят спросим. Скажите, ребята, какое право на жилище имеет каждый?
Дети: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель : Теперь ты поняла, лиса, что ты не имеешь права выгонять зайца из его собственного дома.
Лиса: Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, заинька, вместе, поиграем, попоем.
Воспитатель : А вы, ребята, молодцы! Помогли героям сказок помириться и определить свои права.
Дети ищут синий лепесток.
Восп-ль : — Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.
Восп-ль : – Молодцы, синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья», а сами отправляемся на встречу к новой сказке.
3 лепесток –право на медицинский уход
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
Я добрый доктор Айболит,
Тот, кто больного исцелит.
Что случилось? Кто здесь больной?
Саша: Доктор! Доктор!
У меня болит живот
И никак не заживёт.
Ой! Ой! Ой! Больно!
Не могу терпеть
И могу умереть!
Доктор Айболит: Я не хочу тебя лечить, ты сама виновата.
Воспитатель : Дети имеют право на медицинский уход. И вы обязаны ему оказать помощь.
Доктор Айболит: Потерпи! Я посмотрю
И, конечно, помогу!
(осматривает девочку)
Твоя беда пришла из-за немытых рук.
(Даёт девочке лекарство и советует слушаться взрослых)
Саша: (трогает живот) Не болит! Не болит!
Спасибо, доктор Айболит!
Доктор Айболит:
Да, ребята, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил.
Но что обязаны делать вы, чтобы сохранять своё здоровье?
Дети: -Зубы чистить.
-Мыть руки с мылом.
-Кушать фрукты.
Воспитатель : Ребята, а кто заботится о вашем здоровье?
Дети: Взрослые, родители, бабушки.
Воспитатель : А как они заботятся?
Дети: Кормят, покупают одежду, водят к врачу, когда заболеем.
Воспитатель : А в детском саду заботятся о вашем здоровье?
Дети: Следят за чистотой, вкусно кормят, дают витамины, фрукты,
делаем зарядку.
Доктор Айболит: Каждый день зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!
И здоровым, тогда и лечиться не надо.
Ребята, а не сделать ли нам зарядку?
Физкультминутка. Видеозарядка.
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! С вами я прощаюсь. Желаю всем
Быть здоровыми и помнить: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Чтобы отправляемся дальше искать желтый лепесток. ( читаем: право на медицинское обслуживание)
4. Право на свободу. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Раздается стук. Появляются Маша и медведь (в костюмах шапочки на голове).
Маша (девочка) : Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель : А что случилось?
Медведь (мальчик) : Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избушке убирать - вот и все.
Маша (девочка) : Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке
убирала, кашу варила, да его кашей кормила, а если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель : Давайте поможем героям сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
Дети: Мы знаем, это Миша не прав. Сейчас он отпустит Машу к дедушке и бабушке да пирожков даст на дорожку.
Медведь: Ну, хорошо. Я помогу тебе, Маша, вернуться к дедушке и бабушке.
Воспитатель : Дети, какое право нарушил Миша?
Все дети: Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель : Молодцы, дети, что помогли Мише.
Ищем зеленый лепесток. (право на свободу)
5. право на имя
-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть: я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя.
Игра «Скажи имя»
•Девочка белая как снег (Белоснежка);
•Девочка с синими глазами (Синеглазка);
•Очень тихий человек (Тихоня);
•Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
•Мальчик, который много знает (Знайка);
•Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
•Девочка из снега (Снегурочка);
•Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).
В. - Сегодня у нас в гостях сказочный герой.
Домовенок: - Я домовенок. Послушал, какие красивые у вас имена и очень расстроился, т. к. у меня нет имени, никто мне имя не давал.
В. - Ребята, а разве бывает, что у ребенка нет имени? У каждого есть право на имя. Имя дается ребенку при рождении.
Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал!
В. - Не расстраивайся, мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?
(Дети предлагают свои варианты)
В. - Большинство детей предложили имя Кузя. Тебе нравится имя Кузя, Кузьма?
Домовенок: - Мне очень понравилось имя Кузя. Спасибо, ребята!
В. - Каждый человек получает право на имя при рождении. А какой документ подтверждает это право?
Эта книжка – невеличка Рита
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Всё расскажет про тебя.
Воспитатель : Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
(Показывает «Свидетельство о рождении»). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего нравится. И я впишу в него твое имя.
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
(Дети при помощи штампиков, раскрашивают рамку «Свидетельства о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельство детям и Кузе.
Воспитатель : Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство своим друзьям!
Воспитатель : Приятно, что наш домовенок ушел довольный.
А нам с вами надо найти оранжевый лепесток. Какое же право на нем написано? (право на имя)
6. Так как вы очень старались и помогли жителям Правдилии, собрали все лепестки и вернули их «цветку Счастья». За ваш труд я он хочет вас наградить еще одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать? (Дети отвечают).
Цветок «Счастья» дарит вам эту веселую музыку и предлагает потанцевать и повеселиться.
Видео танец «Если весело живется»
Восп. - Вот мы и вернули все лепестки волшебного цветка счастья! Предлагаю вам все их перечислить.