Татьяна Газеева
Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Газеева Татьяна Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и её свойства» (средняя группа)
Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение её для всего живого;
Задачи:
Образовательные:
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Познакомить со свойствами воды;
Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе; Обогащать и активизировать словарь.
Развивающие :
Развивать познавательную, мыслительную активность детей в процессе исследования;
Стимулировать желание делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде;
Воспитывание любознательности, побуждать к совместной поисковой деятельности и умение работать сообща.
Материал: стаканы с водой, пустые стаканы (для каждого ребенка, Капелька (игрушка), сок апельсиновый, молоко, краска, пластмассовые ложки, питьевые трубочки, картинки: снежинка, град, ручеек, лужа, сосулька; музыкальные произведения, тазик, сосуды разной формы, сахар, соль, зонтик, коктейльные трубочки, карточки - символы.
Предварительная работа: - Беседа: «Вода вокруг нас», «Кому она необходима и зачем» - Наблюдение за дождём - Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», во время умывания чтение потешки «Водичка, водичка» - П/и «Море волнуется раз» - Дид/игра «Где спряталась вода» Методы и приё мы: 1.
Ход зпнятий:
В: Ребята у меня для вас очень интересная новость. Сегодня утром почтальон принёс к нам в детский сад письмо и на нем не написано от кого оно. Только стоит отметка для ребят из детского сада №18. Давайте вмести посмотрим от кого оно.
Письмо:
Здравствуйте ребята. Сегодня ждите меня в гости. Загляну если вы отгадаете загадку.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку не прожить (людям ну ни как ни жить)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (воды)
В: Ребята вы большие молодцы и правильно отгадали загадку. Ой ребята посмотрите. что я вижу на мольберте у нас кто то спрятался. Пойдёмте посмотрим кто это.
Д. Это Капелька.
В: Посмотрите на её глазки. Какая она?
Д: грустная и печальная.
В: Что же с ней случилось.
Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к нам за помощью.
Ребята, мы сможем Капельке рассказать о ней?
Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды.) И живет она где? В воде.
Молодцы. А где мы можем встретить воду? (В реке, море, кране, в озере, в пруду, в луже, в океане и т. д.)
В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
(Показ и рассматривание картинок)
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растения. А для чего нужна нам вода? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, поливать цветы.)
В: А могут ли люди, растения, животные жить без воды?
Дети: Нет.
В: Правильно, не могут. Вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. поэтому нужно воду беречь и охранять. Без надобности не оставлять кран открытым, не бросать мусор в реки.
Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря и не загрязнять.
Ребята давайте послушаем стихотворение о воде
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли что вода-
Наша спутница всегда
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Тогда прошу за столы!
Опыт № 1 «Вода жидкая, может течь»
(на столе тазик с водой и два стакана)
Ребята у меня два стакана один с водой другой пустой. А сейчас аккуратно буду переливать воду с одного стаканчика в другой. Что делает вода? Почему вода льётся? ( Ответы детей: Она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из нашего крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь - её называют жидкостью. Давайте в месте скажем это слово - жидкость (выставляю картинку со свойством воды).
Опыт № 2: «Вода не имеет формы»
(на столе тазик с водой и сосуды разной формы)
Воспитатель заполняет сосуды водой.
- Какой формы стала вода. (приняла форму стакана, тарелки, мензурки и. т. д.)
- А если немного воды пролить на стол. Какой она будет формы на столе? (лужа)
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.
Опыт № 3 «На определение запаха воды»
Ребята скажите, как вы думаете чистая, прозрачная вода чем -нибудь пахнет?
Давайте понюхаем воду и узнаем пахнет вода или нет.
Дети: Вода без запаха.
В: Правильно вода ничем не пахнет. А если мы в стаканчик добавим кусочек лимона, что произойдет?
Д: Вода пахнет лимоном
В: Значит какой мы можем сделать вывод?
Вывад: Чистая вода не имеет запаха, но может приобретать запах того продукта который мы положили в воду.
(выставляю картинку со свойством воды) Вода-без запаха
Опыт № 4 «На определение вкуса воды»
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Как вы думаете? попробуйте воду. Какая она на вкус? Имеет ли вода вкус?
Д: Нет, безвкусная.
А теперь давайте в стаканчики добавим белый порошок. Какой у воды стал вкус?
Дети: сладкий, солёный.
В: Правильно, значит какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Что у нас вода не имеет вкуса. А если в воду что то добавить, то она меняет вкус.
(Выставляю картинку со свойством воды.) Скажем что вода без вкуса (все вместе
П/и «Капельки и тучка»
Капелькам пора отправляться в путь. (шум дождя)Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно стало им по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли весёлыми ручейками (шум ручья). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Парочки соединяются цепочкой.) Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан. (Шум океана.) Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими. (Встают на носочки, тянутся вверх.) Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
Опыт № 3: «На определение прозрачности и бесцветности воды»
(На столе стакан воды и стакан молока.)
Ребята перед вами на столе два стакана один с молоком и один с водой.
- Какого цвета молоко? (белого)
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
- Какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная)
Давайте мы с вами убедимся, что вода прозрачная и бесцветная.
В: В оба стакана положим ложечки. В стакане с водой ложку видно? (да, а в стакане с молоко видно (нет). Давайте мы с вами в прозрачную в воду добавим волшебную капельку, посмотрим что произойдет с водой? Вода изменила свой цвет. (Да.) Какого цвета она стала? (зеленого) Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная и прозрачная. Скажем вместе вода бесцветная, прозрачная. (Выставляю картинку с первым свойством воды.)
Вывод: вода прозрачная, бесцветная а молоко непрозрачное.
Молодцы ребята. мы многое смогли рассказать. Давайте напомним нашей Капельке.
Что вода это жидкость, не имеет формы, не имеет вкуса и цвета, прозрачная и бесцветная жидкость
Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Она очень вам благодарна за помощь.
Давайте ребята попрощаемся с Капелькой и с нашими гостями.
До свидания! Молодцы ребята! Хорошо сегодня поработали.