Курышова Светлана
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «В гости к клесту»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «В гости к Клесту»
Цель занятия: воспитание бережного отношения к птицам.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Способствовать развитию связной речи через описательные рассказы по картинкам.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „В гости к клесту“» размещена в разделах
2. Способствовать развитию у детей универсального умения проводить эксперименты, определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание прийти на помощь, умение работать в паре и команде со сверстниками.
Словарная работа: активизировать употребление в речи детей существительных: пелена, снегопад, метель, ёмкость. глаголов: кладем, окрашиваем, насыпаем, смешаем, капаем. Прилагательных: короткоклювая, хищная, пёстрая, перелётные, зимующие, крючковатый.
Материалы и оборудование: Демонстрационный: игрушка «Сова», халаты и шапочки на каждого ребенка и педагога, веточки и сахарная вата, искусственная ель, изображения клестов, гнездо с яйцами.
Раздаточный: карточки для Д/И «Зимующие птицы», Д/И «Кто лищний?», ёмкости с водой, белая гуашь, кисточки, пипетки, большие ёмкости с маслом растительным, подносы, салфетки, ёмкости с содой и лимонной кислотой.
Предварительная работа: Беседы о птицах, повторение правил безопасности при выполнении экспериментов, просмотр видеороликов о клестах, продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование); разгадывание загадок о птицах.
ХОД ООД
Воспитатель: Сегодня, когда я шла в садик, услышала голос необычной птицы. Послушайте и угадайте, что это за птица?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это сова. А где живёт сова, ребята?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Да, она прилетела к нам из леса. Хотите увидеть её?
(Воспитатель надевает на руку театральную игрушку- сову.)
Воспитатель: Давайте узнаем, что привело её к нам?
Воспитатель говорит голосом Совы: Здравствуйте, ребята!
(Дети здороваются с совой)
Воспитатель: А давайте составим описание совы. Какая она?
Воспитатель: По размеру она какая?
У совы короткий клюв. Значит, она какая?
Разноцветные перья, какая она?
Она охотится в какое время суток? Значит, она какая?
Она питается мелкими грызунами, значит, она какая?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Давайте узнаем, что привело её к нам?
Воспитатель говорит голосом Совы: Я прилетела к вам за помощью. В лесу сейчас холодно и голодно. Птица клёст в гнездо сложила яйца, чтобы согревать их, а гнездо опрокинулось в сугроб. Никто не может его отыскать. Не могли бы вы помочь?
Воспитатель: Ребята, готовы ли вы помочь Клесту?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Тогда становитесь в круг. Мы отправимся с вами в лес. При помощи чудо-экспериментов познакомимся с жизнью лесных птиц и поможем сове. Но, прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения экспериментов.
(Дети повторяют правила проведения экспериментов, а затем становятся в круг)
Раз два, раз два,
Здесь шагает детвора!
В зимний лес мы все идём,
Всем поможем и спасём.
Воспитатель: Вижу я, на лесной полянке много птиц. Давайте попробуем определить, что это за птицы? Разделитесь на пары и пройдите к оборудованию. Посмотрите, на столах изображения птиц, но они скрыты снежной пеленой. Давайте при помощи воды определим, что за птицы скрываются здесь? Возьмите пипетки, капайте воду на салфетки, пока не увидите птицу целиком.
(На столах ёмкости с водой и файлы, в которых картинки с изображением птиц. Сверху прикрыты салфетками так, что птиц не видно. Дети капают на салфетки водой. Салфетки начинают просвечиваться, и изображение хорошо видно)
Воспитатель: Ребята, давайте определим, что это за птицы?
(Дети называют птиц)
Воспитатель: Скажите, ребята, эти птицы зимой остаются жить в наших лесах или улетают?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: А как называются птицы, которые не улетают зимой в тёплые края?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите, а как называют птиц, которые улетают в тёплые страны?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Разделитесь на две команды. Каждой команде я дам карточку с изображением птиц. Попробуйте определить, какая из них лишняя?
(Д/И «Четвёртый лишний»)
Воспитатель: Как вы думаете, легко ли живётся птицам зимой в наших краях?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: А в какую погоду птицам особенно тяжело?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Правильно, когда сильные морозы, или, когда всё заметает снегом. А вы хотите увидеть, как идёт снег?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Тогда давайте сейчас приготовим раствор белого цвета. Окрасьте оставшуюся воду в белый цвет.
(На столах кисти, ёмкость с водой, белая гуашь. Дети окрашивают воду в белый цвет.)
Воспитатель: А теперь берём ёмкости с раствором белой воды и пройдём к следующему столу.
(Дети проходят к столу с двумя большими ёмкостями)
Воспитатель: Капаем белую воду в ёмкости с маслом.
(Дети наблюдают, как белые шарики воды опускаются в ёмкости с маслом на дно)
Воспитатель: А когда поднимается сильный ветер, и снег летит быстро, как называется это явление?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это метель. И сейчас мы понаблюдаем метель в ёмкостях с маслом. Что надо для этого добавить?
(Выслушиваются ответы детей)
Представьте, как тяжело птицам в такую погоду добыть себе пищу. Что-то холодновато стало от метели. Может, нам погреться?
(Физкультразминка)
Воспитатель: Но пора нам идти дальше. Берите пипетки с собой.
Воспитатель говорит голосом Совы: А вон ёлка, а под ёлкой сугроб, в который упало гнёздышко клеста. А вон и сама самка клеста!
(Дети подходят вместе с воспитатетелем к «сугробам» из сладкой ваты)
Воспитатель: Очень хорошо. Значит, сейчас мы поможем его разыскать. Подходите, ребята, поближе. Посмотрите, вот сидит клёст. Да не один. Тут клёст – самка и клёст- самец. Давайте рассмотрим их и составим описание.
(Выслушиваются ответы детей о внешнем виде клеста)
Воспитатель: Как бы нам сделать так, чтобы снег растаял?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Верно. Будем капать водичкой на сугробы, и снег будет таять.
(Дети капают на сахарную вату водой. Она тает. Обнаруживаем гнездо)
Воспитатель: Вот, Сова, мы спасли гнёздышко. Положим его на ветку ели. Грей яйца, клёст, высиживай птенцов.
Воспитатель говорит голосом Совы: Ребята, спасибо вам большое! Теперь птенцы клеста к весне появятся на свет. Вы очень помогли нам! Вот вам корзиночка с орешками и семечками, накормите ими птиц, которые живут рядом с вашим садиком!
Воспитатель: Что ж, пора нам вернуться в садик. Становитесь вновь в круг!
Раз, два, раз, два,
Здесь шагает детвора.
Друг за другом мы идём, и никто не отстаём!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше приключение? Что мы полезного сделали сегодня? Что вы узнали про жизнь птиц зимой? Как мы можем помочь им?
(Выслушиваются ответы детей)