Семенова Наталья Ивановна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наш край родной»
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Материал: игрушка ёжик, мягкие игрушки изображающие животных, мяч, плакат растений, песня Ю. Антонова "Не рвите цветы".
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Наш край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: беседы о природе, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок о растениях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А по вашему, что такое Родина? (это улица, дом, цветы, мама)
«Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина!»
Воспитатель: Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта лесами, степями, высокими горами, реками и озерами.
Воспитатель: Скажите, а как называется город, в котором мы живём? (Саратов) А мы с вами? (саратовцы) Какая река протекает мимо нашего города? (Волга)
-Да, наш город расположен на берегу реки Волга.
Саратов — любимый,
Саратов — родной!
Сияет в нем Волга,
Плещет волной.
Саратов лесами,
Полями богат,
И каждый просторам
Саратова рад.
«Саратов наш — статный
Город родной», —
Так скажет ребенок
И взрослый любой.
И пусть наш Саратов
Века простоит,
Пусть солнцем сияет
И счастьем горит!
Воспитатель: Ребята, а можно сказать, что Саратов – это часть нашей большой Родины – России? (да)
Ребенок: «Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые,
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!»
Воспитатель: Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи.
Воспитатель: У нас в Саратове растёт много разных деревьев.
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей Родине. Вокруг нас природа, значит мы с вами должны быть аккуратны и внимательны. Давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
«Здравствуй небо голубое, (руки в стороны)
Здравствуй солнце золотое, (руки вверх)
Здравствуй матушка - Земля, (шагаем на месте)
Здравствуйте мои друзья.» (взяться за руки)
Воспитатель: Ой, мне кажется, нас кто-то зовёт!
«На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок
Нет ни головы, ни ног» (ёжик)
Воспитатель: Он что-то шепчет мне на ушко!
Воспитатель: Ребята, ё жик хочет загадать вам загадки: (дети находят ответ на плакате с растениями).
«Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.» (тополь)
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребё нок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Воспитатель: А сейчас ежик предлагает нам поиграть.
Игра «Дерево - цветок».
Дети становятся в круг, водящий кидает мяч игрокам со словами «дерево» или «цветок». Дети в ответ называют название дерева или цветка. Кто ошибся, поворачивается в круг спиной.
Воспитатель: А теперь отправимся дальше по дорожке. Куда же приведут наши ножки!
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Саратовской области.
Воспитатель: Давайте полежим на солнечной лужайке и отдохнём. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.
Воспитатель: Ребята, ёжик спрашивает, знаете ли вы, зачем нужны деревья? (ответы детей) Очень много полезного дают они человеку и животным (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю)
Воспитатель: Молодцы ребята! А что необходимо для роста деревьев? (ответы детей)) Очень много полезного дают они человеку и животным (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю)
Воспитатель: Молодцы ребята! А что необходимо для роста деревьев? (ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Мы показали ёжику наши деревья, цветы и животных. Пусть он здесь остается и наблюдает за нами. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, а друзей надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа.
Воспитатель: Поэтому мы должны соблюдать особое правило: «Любить и оберегать природу нашего края».
Ребё нок:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!»
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".