Анна Тюленева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
на тему «Деревья»
Цель: расширять знания детей о деревьях, их свойствах и применении человеком.
Задачи:
Обучающие:
-расширять представления детей о дереве, его свойствах и качествах;
-закрепить названия деревьев, их отличительные признаки;
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-учить устанавливать причинно- следственные связи между свойством материала и способом использования;
-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.
Развивающие :
-развивать познавательные и исследовательские способности.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.
Материал: картинки с изображением деревьев, деревянные брусочки по количеству детей, поделки из дерева, деревянная ложка.
Воспитатель: Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Улыбнулись, подтянулись, друг на друга посмотрели и на стулья тихо сели.
Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать.
1. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
2. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
3. Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Дуб)
4. Вот колючка-недотрога!
Лучше ты ее не трогай.
Ой, остры иголочки
У зеленой (Елочки)
5. Что за плакса навсегда
Поселилась у пруда.
Ветви в нём свои купает,
Это дерево кто знает? (Ива)
6. Я знаю дерево одно,
Любимо пчё лками оно:
Нектар им щедро отдаёт,
Что превратили в сладкий мёд. (Липа)
7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
8. Жёлто – красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он. Догадались? Это … (Клен)
Воспитатель: В лесу растет много разных деревьев : И дуб, и береза, и сосна, и ель…
Ребята, если в лесу растут одни ёлки и сосны, как будет называться такой лес?
Дети: Хвойный.
Воспитатель: А ели деревья только с листочками?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: А если лесу растут все деревья : и лиственные, и хвойные, как такой лес называем?
Дети: Смешанный!
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста из чего состоит дерево?
Дети: Ствол, крона, ветви, корень, кора.
Воспитатель: Молодцы! А для чего дереву корень?
Дети: Через корень пьёт воду. Ещё держит дерево крепко в земле.
Воспитатель: А кора для чего?
Дети: Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.
Воспитатель: А знаете как называют деток деревьев? Как правильно их назвать?
Дети: Семена.
Воспитатель: Тогда назовите мне:
У берёзы? (Серёжки)
У дуба? (Желуди)
У клена? («Самолётики»)
У ёлки? (Шишки)
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, что дерево может сказать, сколько ему лет? Посмотрите, что у меня есть (спил дерева) Вы знаете, что это такое? Если на него внимательно посмотреть, то можно увидеть круги, или их ещё называют кольца. По этим кольцам определяют возраст дерева : сколько колец, столько лет и дереву.
Физ. минутка «Деревья» :
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько красивых, нужных вещей у меня есть. Из чего же они сделаны?
Дети: Из дерева, вещи деревянные.
Воспитатель: Правильно, человек очень часто использует в своей жизни дерево. Назовите, что делают из дерева? (Дети отвечают)
Воспитатель: Правильно, из дерева изготавливают посуду, игрушки, украшения. Мебель: столы, стулья, кроватки. Дерево не пропускает холод, держит тепло, не тонет, что же ещё можно из него сделать? (ответы детей). А из дерева люди научились делать бумагу, а уж из неё- книги и тетради.
Много пользы приносит дерево человеку? Поэтому мы должны беречь и охранять наши леса и природу.
Правила поведения в лесу
• Не ломай ветки деревьев. Когда-нибудь птица совьет на ней гнездо.
• Не обдирай и не царапай кору. От этого дерево будет болеть и сохнуть.
• Не кричи. Громкие звуки пугают местных жителей.
• Не кидай мусор, не бей стекла. Лес станет грязным и небезопасным для обитателей. Да и сам ты можешь пораниться.
• Не жги сухую траву и не играй с огнем. Пожар может вспыхнуть внезапно. Знай, что «бегает» огонь быстрее человека.
• Не выдирай цветы, растения и грибы с корнем. Они навсегда погибнут.
• Многих растений осталось совсем мало. Возможно именно этот яркий цветок – последний.
• Не разоряй гнезда, муравейники, норы. Это дом живых существ, которые приносят немалую пользу человеку.
• Ходи по тропинкам, чтобы не навредить насекомым и растениям.
Воспитатель: Ребята, а деревья нужны только людям? А ещё кому они нужны? (птицам, животным)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот от ели, какому лесному зверю польза?
(Если ребенок затрудняется с ответом, подсказывают другие дети)
Воспитатель: а какую пользу приносит осина?
(Зайцы и лоси кору грызут зимой)
Воспитатель: а дуб какую пользу дает?
(кабаны и белки любят есть желуди)
Воспитатель: а какую еще пользу приносят деревья животным? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы!
Воспитатель: Вспомните, что мы сегодня делали?
Какие деревья вы знаете?
Что больше всего понравилось и запомнилось?
Молодцы! Вы все справились. Наше занятие закончено.