Екатерина Бачегова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Уют в снегу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Уют в снегу».
Составила воспитатель 1 квалификационной категории Бачегова Е. А.
Цель: Закрепление знаний детей о жизни диких животных в зимний период.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Уют в снегу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Обобщать знания детей о зимовке диких животных. Упражнять в различении и назывании следов диких животных. Показать, что снег является средой обитания для многих животных.
Развивающие :
Развивать воображение, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к окружающей природе, её объектам
Словарная работа: берлога, неуклюжий, дупло, мышкует, нагуливает жир.
Оборудование и материалы: игрушки диких животных (лиса, медведь, заяц, белка, картинки с изображением следов диких животных, модель лесной поляны, модели «Как зимуют дикие животные»
Предварительная работа:
Рассматривание картин из серии «Дикие животные», картинок с изображением следов диких животных.
Беседы: «Как дикие животные готовятся к зиме», «Кто где живёт?».
Чтение художественной литературы: Зотов «Лесная мозаика», «Кто как живёт?», Чарушин «Белка», «Ушинский «Ёж», Скребицкий «Заяц».
Заучивание диалогов: И. Анденко «Белкины карманы»; Томилина «Ёжик»; Сладков «Лиса и мышь», «Зайка».
Дидактические игры: «Кто у кого?», «Кто что любит?», «Кто где живёт?»…
Ход занятия.
Вводная часть.
В: Ребята, мне сегодня принес почтальон письмо, но оно почему то без обратного адреса. Поэтому я даже не знаю от кого оно пришло. Давайте с вами рассмотрим конверт, может быть он даст нам подсказку? Что нарисовано на конверте?)Где растут ёлки?)Значит, откуда оно могло прийти?)Я тоже так думаю, что оно пришло из леса. Давайте его прочтём.
«Здравствуйте дорогие дети! Мы знаем, что вы большие друзья лесных жителей. Поэтому мы будем очень рады видеть вас у себя в гостях, и обязательно поиграем в вашу любимую игру «Прятки». Приезжайте, мы вас очень ждём!»
В: Ребята, вы хотите поехать в гости в зимний лес)Тогда давайте отправимся прямо сейчас. А на чём мы поедем?) Может лучше на оленях?) Поехали.
Основная часть.
В: Вот мы и приехали. Посмотрите, как здесь красиво. «Здравствуй лес, волшебный лес,
Полный сказок и чудес!»
Но почему здесь так тихо?) Лесные жители пригласили нас в гости, а никого не видно и не слышно. Наверное, они решили поиграть с нами. Посмотрите, как много здесь разных следов и ведут они в разные стороны. Но, чтобы не затоптать их, давайте присядем на поваленное дерево и рассмотрим их. (садятся на стульчики) Сейчас мы с вами попробуем по этим следам отыскать их хозяев. Попробуем?)
1.
Дети, прислушайтесь, вы ничего не слышите? …) По моему кто-то тихонечко сопит. Слышите?)
Вот здесь, под пенёчком. Ой, да здесь и записка есть. «Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной».
Про кого эта загадка?) Правильно про ежа. Как вы догадались? Да, у ёжика много колючек, а для чего они ему нужны?) Дети, а как ёж готовился к зиме готовился? Кто знает?) Правильно, он приготовил себе тёплую постель из листьев, в норке под пеньком, наелся грибов, червяков и… Конечно, отправился спать. Хотите посмотреть) Давайте заглянем к нему в норку, это ведь волшебный лес, здесь всё можно увидеть. (модель пенька с норкой из укрытого детского стула с ежом внутри).Видите как он спит и тихонечко сопит, в листики, как в одеяло завернулся. Ребята, а кто из вас знает, как фыркает ёжик?) А сердитый ёжик? (.) А весёлый?) Ну пусть отдыхает.
2. (идут по поляне)
В: Дети, посмотрите, а чьи это такие большие следы на снегу? (карточка с изображением следов медведя) Как вы думаете?) Почему?) А теперь послушайте и отгадайте, кому же они принадлежат.
«Он большой и неуклюжий.
Спит зимой, не любит стужи.
Он живёт в лесах, в горах
На людей наводит страх».
Так чьи это следы?)) Правильно, медведя. Какой он медведь?)Он большой неуклюжий. А куда ведут следы?) Конечно в берлогу. А что сейчас может делать медведь?) Да, зимой он спит. Где?) Как медведь подготовился к зиме?) Правильно, осенью он усиленно питался. Чем?) Медведь нагуливал жир. Что он делал?) Для чего он нагуливал жир?) Для того, чтобы всю зиму спать в берлоге. Где спать?)Заглянем к нему в гости? Не боитесь?) Почему?) (модель берлоги из укрытого детского стула с медведем внутри) Посмотрите, как сладко медведь спит, лапу свою сосёт, причмокивает. Не будем ему мешать. Ребята, покажите пожалуйста, как ходит косолапый мишка. Ну, что поищем ещё кого-нибудь?
3. (идут по поляне)
В:Вот посмотрите, ещё чьи то следы. (карточка с изображением следов зайца)
«Сбросил серенькую шубку
Белую к зиме надел.
Прыг и позади лужайка,
Спрятался от волка (зайка).»
Догадались, кто здесь был?) Почему вы так думаете?) Правильно, зимой у зайцев белая шубка. А вон за сугробом и сам зайка сидит. Видите его?) Тихо не спугните. (модель сугроба из укрытого детского стула с зайцем). Покажите, как зайка прыгает? Шевелит ушками. (показывают) А заяц к зиме жир нагуливал, как медведь? Запасы делал?) Что ест заяц?) А где он живёт?) Норку заяц не делает, он спит прямо на снегу с открытыми глазами. Почему?) Он боится лису, волка и конечно же охотников. Давайте мы с вами вспомним игру «У оленя дом большой».
Физкультминутка. «У оленя дом большой».
В: Молодцы помогли оленю спрятать зайчика. Ну что идём дальше.
4. (идут по поляне)
В: Смотрите, ещё чьи то следы (карточка с изображением следов лисы).
«Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую (лису).»
Чьи это следы?) Как лиса подготовилась к зиме?) Она обрастает густой шерстью, ноги у неё становятся, как в тёплых валенках. Она много двигается и ей не холодно. Чем питается лиса?)Правильно, она ловит зайцев, а ещё мышей. Она) мышкует. Что делает?) Мышкует. Лиса прислушивается, где под снегом зашуршит мышка, подпрыгивает и «ныряет» в снег. Хватает мышь. А где лиса спит?) Она делает в снегу норку и там спит. Не страшен ей мороз под снегом ей тёпло. Покажите, как ходит лисичка. (показ детьми)
5. (идут по поляне) (модель дерева с дуплом и белкой)
В: Дети, посмотрите под дерево. И здесь следы. (карточка с изображением следов белки)
«Твёрдый, серенький орех
Разгрызает без помех.
Словно огненная стрелка
Прыгает по веткам (белка)»
Как белка подготовилась к зиме) Конечно, белка насушила грибов, запасла орехов, шишек и спрятала под снегом у корней дерева. А где живёт белка?) В дупле у неё тёплая, мягкая подстилка из травы на которой она спит, укрываясь своим хвостом, как одеялом. Заглянем к белке в гости? Посмотрите, вот белка орешки грызёт да на вас поглядывает.
В: Ребята, а в дупле у белочки я вижу ещё одно письмо. Давайте прочтём его.
«Дорогие ребята! Мы были рады сыграть с вами в «Прятки». Приезжайте к нам ещё. Мы приготовили для вас угощение. Кушайте на здоровье. До встречи. Лесные жители.» Вот спасибо за угощение, мы с вами полакомимся орешками.
Заключительная часть.
Ребята, у каких лесных жителей мы сегодня побывали в гостях?) Где мы были?) У белки в, у лисы в, у медведя в, у ежа в) Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?) Но пора возвращаться в детский сад. До свидания лес, до свидания лесные жители, мы к вам обязательно ещё приедем. Садимся на оленей, поехали.