Светлана Рассолова
Конспект занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе «Спешим на помощь к Мишке»
НОД в средней разновозрастной группе МОУ Филипповской оош
«Поможем Мишке?»
Подготовила : Воспитатель
I квалификационной категории
Рассолова С. Н.
Цель: Развитие познавательно-исследовательского интереса к экспериментированию с тканью и бумагой.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать знание дошкольников о свойствах бумаги и ткани;
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
3. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе „Спешим на помощь к Мишке“» размещена в разделах
Развивающие :
1. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
2. Развивать общую моторику рук;
3. Развивать тактильные ощущения.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности;
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты проявление любознательности ребенка, интерес к исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Что лучше : бумага или ткань?», способность рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения, сформировать у ребенка умения и навыки необходимые для проведения экспериментов с тканью и бумагой.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром
Организационный момент
Дети входят в группу :
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Ребята нам пришло письмо, интересно от кого, посмотрим вместе.
-
(1-3 мин) Создание проблемной ситуации
- Здравствуйте ребята, мне нужна ваша помощь у моей подружки Маши скоро день рождения и я хочу сшить для нее нарядное платье,у меня есть много разных лоскутков, ,но я не знаю какие лоскутки лучше помогите мне, пожалуйста. Поможем, ребята? Рассуждение дошкольников.
Тогда нам нужно отправиться к Мише в лес. На чем бы вы хотели добраться до Миши (Общение, взаимодействие с детьми).
А, вот и домик Миши. (дети здороваются с Мишей)
- Дети, посмотрите сколько у Миши лоскутков. Из чего они? (ответы детей) бумаги ткани. Как вы думаете из каких лоскутков лучше сшить платье (рассуждения детей)
Сейчас для нас начнутся чудеса- открытия. И поможет нам в этом наша лаборатория, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем слова «Раз. два. три в лабораторию попади».
Подготовка к проведению опытов. (вспомнить правила поведения в лаборатории)
- Сейчас возьмите в одну руку платочек из ткани, а в другую - из бумаги, нужно потереть их пальчиками. А теперь закроем глаза и «запомним», какая на ощупь бумага и какая ткань.
- Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы. А Миша слушает и запоминает. Значит, ткань- мягкая, теплая, а бумага- жесткая и холодная.
А теперь следующий эксперимент. У меня в руках стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы, это стекло называется увеличительное, а ещё его называют-лупа. Давайте повторим его название: увеличительное.
Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткань : что мы видим?
- Правильно, ребята, мы видим с вами ниточки, из которых состоит ткань.
А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы видим? Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, мы ниточек не видим.
- Предлагаю взять ножницы, и отрезать кусочек бумаги и кусочек ткани, намочить оба материала. Кусочек ткани и бумаги опускаем в тарелочку с водой. И на время забудем о тарелочке.
Ребята, а хотите узнать могут ли бумага и ткань разговаривать.
Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Давайте закроем глаза, и тихим голосом расскажем про неё стихотворение.
«Тишина у пруда, не колышется вода, не шумят камыши, засыпают малыши.»
- А теперь открываем глаза, сидим тихо-тихо и берем сначала платок из бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите?
Давайте повторим: бумага шуршит. Положите платок из бумаги и возьмите платок из ткани. Что мы слышим?
Правильно, платок из ткани не издает никакого звука. Значит, что должен запомнить Миша? (ответы детей)
После игры дети достают из тарелочки кусочки ткани и бумаги.
- Что произошло с кусочком ткани? Она просто намокла, поэтому одежду шьют из ткани - она легко стирается.
Что произошло с кусочком бумаги? Она размокла и легко рвется. Бумагу нельзя стирать.
Ой что то наш Мишка устал, может поиграем вместе с ним?
- Ребята, а вы хотели бы отдохнуть? Давайте постираем? А что будем стирать, платочек из ткани или из бумаги? Почему? (ответы детей) Физминутка «Мама стирала на кухне бельё.»Молодцы, хорошо отдохнули.
- Ребята, посмотрите, какие наши платочки стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками платочек из бумаги.
Что у вас получается? Да, вы правы, платочек из бумаги на столько у нас мятый, что он не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли платочек из ткани, если будем делать тоже самое, разглаживать его руками. Что вы видите? Правильно, платочек из ткани выпрямляется при разглаживании.
(3-5мин) Дидактическая игра «Из какого материала предметы?»
Цели: повторить названия материалов: ткань, бумага; учить их различать на ощупь.
-Ребята, у меня есть «Волшебный мешочек», вы должны опустить руку в мешочек, взять один предмет, не вынимая его, определить из какого материала он изготовлен. (это могут быть предметы одежды, носочки, носовые платки, геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, бумажные салфетки, рулон туалетной бумаги и т. д.).
Рефлексивно- оценочный(1-5 мин)
- Ну что, ребята, давайте повторим все, о чем мы сегодня узнали в лаборатории. Бумага : жесткая, не состоит из ниток, если ее мять- шуршит, при разглаживании не распрямляется, боится воды. Ткань : мягкая, состоит из ниток, если ее мять- не издает звуков, при разглаживании распрямляется, её можно стирать (мочить)
- Вот теперь, когда мы все узнали о бумаге и ткани, мы можем помочь Мише, ребята (ответы детей)
- Вставайте полукругом, около ларца и ты Миша будь рядом. (На стуле стоит сундучок с вещами из ткани и бумаги, а справа и слева от него стоят подносы). Сейчас мы откроем сундучок и посмотрим, что там лежит. Ой, здесь так много вещей из бумаги и ткани. Я раздам каждому из вас по одному предмету, и вы разложите их на эти два подноса: если предмет сделан из ткани, то положите его на поднос справа, а если предмет из бумаги, то на поднос слева. А сейчас мы посмотрим, как вы помогли Мише. (проверяю, а ошибки исправляю вместе с детьми).
Ребята, вас Миша благодарит за помощь и говорит вам до свидания. А мы с вами отправляемся обратно в детский сад.
Рефлексия
Ребята где мы сегодня были? А зачем мы ходили к Мише?
А Что вам сегодня было трудно делать? А что вам сегодня понравилось?
Ой,посмотрите что нам прислал Миша. (ФОТО МАШИ В НОВОМ ПЛАТЬЕ)