Галина Скворцова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что такое заповедник?»
▼ Скачать +Заказ
Цель: сформировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Задачи:
-познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории России;
-закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении;
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать интерес к изучению родного края.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Что такое заповедник?“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н. Сладкова «Друг или враг».
Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож — думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…
Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
- Для этого в нашей стране созданы заповедники.
- Ребята, а кто из вас знает, что такое заповедники?
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, кормит животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно живут.
- Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест!
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем).
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя).
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно).
И каждый встрече с нами рад (киваем головой).
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны).
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх).
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны).
Второе – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
Воспитатель:
Показ презентации: «Заповедники России».
Рассказ о заповедниках.
На территории России действуют 110 заповедников.
1слайд: Баргузинский заповедник
- Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Ильменский, Большой Арктический).
- Первый заповедник России - Баргузинский. Ему в этом году исполняется 100 лет. Изначально был создан для сохранения баргузинского соболя
2 слайд: Астраханский заповедник
Самый красивый заповедник. Гордость заповедника - цветок лотоса и астраханский осётр.
3 слайд: Большой Арктический
- Самый большой заповедник. Создан с целью сохранения белого медведя и птички-кулик.
2. Основная часть.
- Ребята, мы с вами живём в Липецкой области.
И на территории нашей области тоже есть заповедники.
Рассказ с презентацией о заповеднике.
Этот заповедник имеет название «Галичья гора». Создан в 1925 г. Природный объект находится под защитой государства. Располагается он в центре Липецкой области на среднерусской возвышенности. Является самым маленьким заповедником в мире, за это его занесли в книгу рекордов Гиннеса. Площадь всего заповедника 19 гектаров. Сейчас 231 гектар. Территория разделена на 6 участков, каждый из которых представляет собой уникальный объект. Галичья гора - ботанический феномен, здесь произрастают растения, совершенно не характерные для данной части нашей страны. В заповеднике ведется важная научная и природоохранная деятельность. Сюда приезжают туристы, чтобы полюбоваться великолепием флоры и фауны нашей страны. 1990г в заповеднике создан питомник хищных птиц, занесенных в Красную книгу РФ-соколы, сапсаны, беркуты.
Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается).
• Оставлять мусор в лесу (запрещается).
• Беречь лес от пожара (разрешается).
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается).
• Рвать букеты цветов (запрещается).
• Ходить только по тропинкам (разрешается).
• Ломать деревья и ветки (запрещается).
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается).
• Разжигать костры в лесу (запрещается).
• Сажать деревья (разрешается).
• Беречь лес от пожара (разрешается).
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается).
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается).
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается).
• Разорять муравейники (запрещается).
• Разрушать грибницы (запрещается).
Стёпа Борисов подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.
Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нё м:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!
Воспитатель:
- В заповеднике «Галичья гора» сохранился такой вид птиц как змееяд и орлан - белохвост. Они занесены в особую книгу под названием Красная книга.
- Ребята, а кто знает, что это за книга?
-Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. Красный цвет книги бьёт тревогу, напоминает людям об опасности.
Воспитатель:
- Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
- Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Человек должен беречь окружающую природу.
Матвей Скворцов прочтёт стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.
Стремительно вникая в опыт древних,
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать,
Поэтому обязан я природу,
От всех врагов достойно защищать.
Воспитатель:
- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.
3. Итог занятия.
- Ребята, с какими заповедниками мы с вами сегодня познакомились?
- В какой заповедник нашего края мы совершили экскурсию?
- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?