Анна Губская
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лимон-волшебник»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Цель: формирование у детей естественно - научных представлений о лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умения получать сведения о свойствах лимона исследовательским и экспериментальным путем;
-способствовать формированию умений высказывать предположения и делать простейшие выводы;
-побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
-обогащать сенсорный опыт детей.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Лимон-волшебник“» размещена в разделах
-развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать навыки коммуникативного общения;
-развивать мыслительную активность, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
-воспитывать у дошкольников аккуратность и целеустремленность.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
беседа по технике безопасности при проведении экспериментальной деятельности.
Оборудование: лимоны, тарелочки, йод, ватные диски, кисточки, ложечки, стаканчики с соком лимона, прозрачные стаканчики с чаем, поднос, нож, тазы, картинка с лимонным деревом, лимонами, одноразовые тарелочки, мешочек, ватные палочки, шарик, бутылка, сода, утюг, конверт, салфетки.
Ход НОД.
1. Мотивационная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Вячеславовна. Сегодня у нас очень интересное занятие, мы будем исследователями, а что мы будем исследовать, вы узнаете чуть позже. К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им. Теперь улыбнемся друг другу, и пусть наше занятие принесет нам радость и много знаний.
Сегодня я получила письмо от фиксиков. Ребята, а кто такие фиксики?
Дети: Это любознательные человечки, которые хотят все знать.
Воспитатель: Фиксики узнали, что ребята из группы «Воробушки» -очень умные и любознательные дети. Они хотят проверить так ли это.
Ребята, я знаю, что вы действительно умные и любознательные, давайте докажем им это.
Дети: ДА!
Воспитатель: Ребята, фиксики передали конверт с заданием, в нем зашифровано какое-то слово. Давайте его откроем! (открываем конверт, а там пустой листок)
Ребята, что за чудеса? (показываю пустой листок бумаги).
Как же мы расшифруем слово? Подождите, фиксики нам прислали подсказку, которая поможет нам разгадать загадку. (показываю мешочек, а в мешочке предмет)
2. Основной этап
Первое наше задание -это определить на ощупь какой это предмет (подхожу к каждому ребенку, он опускает руку в мешочек и говорит какой предмет, например овальный и др.)
Воспитатель: Ребята, что бы дальше исследовать наш предмет-загадку, мы должны с вами отправится в лабораторию.
Скажите, пожалуйста, что такое «лаборатория»?
Дети: Это то место, где проводят опыты, исследования, узнают что-то новое и интересное.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как называют людей, которые там работают?
Дети: Ученые
Воспитатель: Правильно, вот и мы с вами сейчас станем учеными.
Ребята, только есть одно правило: кто догадается после первого исследования, что это за предмет, не кричит, а дождется следующего.
Воспитатель: Давайте подойдем к столам в нашей лаборатории (дети подходят к столам, на которых приготовлено все необходимое для исследований).
Итак, давайте сделаем выводы после первого исследования, какой предмет на ощупь!
Дети: овальный, шероховатый и др.
Воспитатель: Ребята, чтобы сказать что это за предмет, нам мало его только потрогать. Что еще мы можем сделать?
Дети: Определить по запаху.
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканчики с жидкостью, понюхайте, есть ли запах?
Дети: Запах есть.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, но этого мало, что бы сказать, что же находится у меня в мешочке. Какое исследование мы можем еще сделать?
Дети: Попробовать на вкус.
Воспитатель: Правильно, возьмите ложечки и попробуйте на вкус.
Что вы можете сказать про вкус?
Дети: Кислый
Воспитатель: Ребята, а теперь вы можете сказать с чем сегодня мы будем работать?
Дети: Лимон
Воспитатель : Желтый, кислый, ароматный
В чае с сахаром приятный
Витаминов полон он
А зовут его (лимон)
Воспитатель: Ребята, мы провели первые исследования, давайте сделаем выводы КАКОЙ ЛИМОН?
Дети: Кислый, с запахом, овальный, желтый, ароматный, шершавый.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, на чем растут лимоны?
Дети: На лимонных деревьях
На доске вешается картинка лимонных деревьев.
Воспитатель: Можно ли увидеть лимонные деревья в нашей местности? Где растут лимонные деревья?
Дети: Нет
Воспитатель: Лимон - это высокое вечнозеленое дерево, родиной является Индия и Китай. Там, где растут лимонные деревья, должно быть тепло. Лимоны собирают еще зелеными, чтобы дольше не портились.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где используют лимоны? (ответы детей)
Ребята, лимоны используют и в медицине (витамин А полезен для зрения, и в кулинарии (кексы, лимонады, в косметологии (маски, крема, бальзамы).
Воспитатель: Что бы продолжить наши исследования давайте немножко отдохнем.
Физминутка:
Мы исследуем лимон
Покажите, какой он?
С толстой кожей, сочный,
Желтый, солнечный лимон.
Он полезен с чаем.
А без чая кислый он,
Мы про это знаем.
Вы, ребята, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте!
Воспитатель: Давайте продолжим наши исследования.
Возьмите, пожалуйста, целый лимон и опустите его в воду. Что вы видите?
Дети: Лимон в воде не тонет.
Воспитатель: У вас на тарелочках лежит еще один лимон. Чем он отличается от первого?
Дети: У него нет кожуры.
Воспитатель: Давайте опустим его в воду. Что произошло с этим лимоном?
Дети: Очищенный лимон утонул.
Воспитатель: Давайте подумаем, в чем причина, почему неочищенный лимон не утонул. Посмотрите, пожалуйста, на два лимона, что можно сказать про размеры их?
Дети: Они одинаковые.
Воспитатель: В чем же тогда причина? (предположения детей)
Воспитатель: Ребята, причина кроется в кожуре. Посмотрите, какая она? (на столе лежит кожура лимона, дети ее разглядывают)
Дети: Кожура толстая, пористая, неровная, шершавая.
Воспитатель: Оказывается, в пузырьках находится воздух. Кожура для лимона служит как спасательный жилет.
Опыты с красителями.
Воспитатель: Ребята, кто из вас любит чай с лимоном?
Что произойдет с чаем, если к нему добавить дольку лимона? (предположения детей).
Воспитатель: Давайте проверим опытным путем ваши предположения. Опустите лимонную дольку в чай. Что произошло?
Дети: Чай обесцветился.
Воспитатель: В лимоне есть лимонная кислота, она и обесцвечивает красители в чае.
А зачем лимон кладут в чай?
Дети: В лимоне есть витамин С.
Воспитатель: А вы знаете, что лимон нужно класть только в теплый чай, в горячем чае витамин С будет разрушаться, а значит, потеряются полезные свойства лимона.
Давайте проведем еще один опыт.
Воспитатель: У вас на столах лежат ватные диски, на них капнута капелька краски. Возьмите, пожалуйста, кисточки, опустите в лимонный сок, помажьте пятно соком.
Что происходит с пятном?
Дети: Оно бледнеет.
Воспитатель: Это свойство лимона используют как природный отбеливатель, помогает выводить пятна с одежды.
Воспитатель: Для следующего опыта приготовьте глазки. Этот опыт я проведу сама. Опыт с бутылкой и шариком. В бутылку наливается вода плюс сода, добавляю туда сок лимона и быстро надеваю на горлышко бутылки шарик.
Воспитатель: Ребята, что вы видите?
Дети: Шарик надувается?
Воспитатель: Почему шарик надулся? Это углекислый газ. Это свойство лимонной кислоты используется в кулинарии, что бы выпечка была пышной.
Опыт «Лимонная кислота при нагревании»
Воспитатель: Возьмите ватную палочку, обмакните в лимонный сок и нарисуйте на листочке какую-нибудь геометрическую фигуру. А я проглажу ваши листочки утюгом.
Ребята, что происходит на листочке?
Дети: На листочке под влиянием тепла рисунок становится видимым.
Воспитатель: Ребята, у меня идея. А вдруг загадка фиксиков написана невидимыми чернилами? Давайте проверим. (Проглаживаю утюгом лист, после этого проявляется слово ЛИМОН, предлагаю прочитать детям слово)
Ребята, вы молодцы, вы справились с загадкой фиксиков, вы самые любознательные и умные ребята, за это фиксики награждают вас своими значками.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель: Ребята, хочу вас похвалить за занятие, вы все молодцы и умницы.
Скажите, пожалуйста, чем сегодня мы занимались на занятии? (ответы детей)
Какие свойства лимона мы выявили?
Дети: Лимон - овальный, желтый, кислый фрукт, обесцвечивает красители, используется в кулинарии, чтобы тесто было пышным, лимонный сок при нагревании темнеет.