Елена Ершова
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительная тундра» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать первичные представления о тундре.
Задачи:
- продолжать формировать представления детей об особенностях природных условий тундры;
- формировать элементарные представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания;
- развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать желание самостоятельно добывать знания;
- продолжать развивать интерес и любовь к природе родного края,
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Удивительная тундра“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Материалы: физическая карта Республики Коми, иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры, 2 цветочных горшка с землёй (внутри одного – стекло, настольная лампа, 2 предмета белого и чёрного цвета.
Ход занятия:
1. Воспитатель: капитан Врунгель путешествовал и сделал много фотографий на память. Но фотографии, сделанные в тундре, перепутались с теми, что уже были в альбоме. Капитан Врунгель просит нас помочь отобрать те фотографии, что сделаны в тундре.
Воспитатель:
- Что случилось с фотографиями?
- Что нам нужно сделать, чтобы помочь капитану Врунгелю?
- А для этого мы должны хорошо знать, что такое тундра, какие растения и животные живут в тундре.
- Предлагаю отправиться в путешествие по тундре.
- На чём мы можем отправиться в путешествие?
- Для путешествия нам нужна карта.
- В какой Республике мы живём?
- На севере нашей Республики, где заканчивается зона лесов, начинается зона тундры. Тундра протянулась по всему побережью Северного ледовитого океана.
- Посмотрим в энциклопедии, что такое тундра.
(Это безлесная северная природная зона с суровым климатом и многолетней или вечной мерзлотой, а ещё там очень короткое лето).
Воспитатель: что вы знаете о суровом климате Севера?
- Что такое полярная ночь? Какое красивое явление можно наблюдать в тундре?
ВЫВОД: сурова природа тундры. Зима холодная, долгая, с сильными морозами и метелями. Солнце вообще не поднимается над горизонтом - стоит полярная ночь. Северное лето короткое.
2. Воспитатель:
– Зачем мы прилетели в тундру?
- Посмотрите, что вы видите (вдали пасутся олени)
- Чем питаются олени?
- Какая еще растительность есть в тундре?
- Весной тундра особенно красива, почему?
- Какие ягоды растут в тундре? Где они растут?
- Что такое болото? (сильно увлажнённый участок земли со стоячей водой и зыбкой (неустойчивой) поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями).
Воспитатель: летом большая часть тундры покрыта болотами. Как думаете, почему? Попробуем разобраться, проведём эксперимент.
- Одинаковые ли горшки? В них находится почва.
- Нальём одинаковое количество воды.
- Что должно произойти? (вода уйдёт в землю).
- Наливаем.
- Почему на поверхности одного горшка осталась вода? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Раскопаем землю – находим стекло.
Воспитатель: в тундре мешает не стекло, а вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето не успевает оттаять полностью, а лишь верхний слой, и вода не может просочиться вглубь земли. Ей мешает промёрзшая земля, поэтому и образуются болота.
Воспитатель:
- Как вы думаете, какие корни растений в тундре? Почему?
- А раз корни короткие, то какие же вырастают растения? (невысокие).
ВЫВОД: на примере эксперимента мы поняли, почему в тундре образуются болота и почему растения в тундре не бывают высокими.
Физкультурная минутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
Заниматься вновь начнём.
3. Воспитатель: раз в тундре есть растения, значит, есть и животные, которые ими питаются. Как они называются? (Травоядные).
- Назовите травоядных животных (северный олень, заяц, овцебык)
- Кто на них охотится? (хищники – песцы, волки, горностай, полярная сова)
- Есть еще интересные животные, которые сумели приспособиться к зимней тундре. Это овцебык и лемминги. О них расскажут… (дети, которые готовили сообщение – домашнее задание).
Воспитатель: в тундре летом много насекомых, Почему? (Много болот).
- Кто питается насекомыми?
- Какие птицы прилетают в тундру? (Воробьи – пуночки, кулики, лебеди, утки, гуси, гагары, журавли)
- Круглый год в тундре живут : полярная сова и куропатки.
- Что помогает всем этим животным выжить в суровых условиях?
• Густой тёплый мех, спасающий от холодов;
• покровительственная окраска, как правило, белая, которая делает животных незаметными на снегу;
• толстый подкожный слой жира, позволяющий сохранять тепло;
• перелёт птиц на зимний период в южные районы;
• мощные, широкие копыта оленей, овцебыков, позволяющие разрывать корм под снегом, и дающие возможность не проседать глубоко в оттаявшей тундре летом).
4. Воспитатель: а вот бабочки в тундре в основном тёмного цвета. Как вы думаете, почему?
- Чтобы понять это мы проведём ещё один опыт: под включённую настольную лампу я поместила тёмные и светлые полоски бумаги.
- Как вы думаете, какие полоски нагреются быстрее? Почему?
- Попробуйте объяснить, почему летом вы носите светлую одежду?
ВЫВОД: в тундре солнечных дней немного, и бабочка с помощью тёмной окраски берёт всё возможное тепло.
5. Воспитатель: теперь мы знаем, что такое тундра, какие растения и животные встречаются в тундре. Наш самолёт возвращается.
- О чём попросил нас капитан Врунгель?
- Разделимся на две группы, Возьмите фотографии и разложите: на 1-й стол – фотографии, сделанные в тундре, на 2-й стол – фотографии, сделанные в других местах.
(Самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель: чем отличаются: растительность тундры и растительность наших лесов?
- Чем отличаются животные тундры от лесных животных? (полярная сова и сова, тундровый волк и волк – окраской шерсти, строением лап).
- Как вы думаете, почему в тундре не живет белка, ёж?
6. Воспитатель: наше путешествие закончилось.
- Где мы с вами побывали?
- Кому мы сегодня помогали?
- Что нового вы узнали?
- Что было самым интересным в путешествии?
- О чём бы вы хотели узнать ещё?