Ибатуллина Стелла Арсеньевна
«Удивительная соль». Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Удивительная соль»
Интегрированная цель: Активизировать умственные способности, логическое мышление, развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, умение делать выводы
Образовательные задачи интегрированных областей:
познавательное развитие- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли; Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
социально-коммуникативное развитие- развивать мышление, любознательность, наблюдательность; развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации; развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Речевое развитие- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соль
Демонстрационный материал: презентация на тему: «Удивительная соль»
Оборудование: шкатулка, мешочек с солью, соль, стаканчики для каждого ребенка, лупа, яйцо, вода, гуашь.
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный» "Соль полезна для того, чтобы.»
Ход ООД
Приветствие.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас посмотрим вправо,
А теперь посмотрим влево,
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Воспитатель. - Ребята, я сегодня утром у нас в группе обнаружила шкатулку. Давайте посмотрим, что там. Какой-то мешочек в ней. Ребята может из вас кто-то догадается что там находится, ваши предположения, что же это может быть? И от кого? (передают мешочек по кругу)
О, ребята, я вспомнила сегодня утром я нашла письмо. Может там есть ответ? Давайте откроем письмо и посмотрим.
Воспитатель. Кто это? - да это же Фиксики и что же они нам пишут?
Письмо - Здравствуйте, ребята, вы получили посылочку в которой лежал мешочек с необычным веществом?
Дети: - Да!
Фиксики: - Тогда откройте мешочек и посмотри что внутри!
(Дети открывают мешочек в них находится соль).
Воспитатель. -Ребята, а что это?
Дети:- соль
Воспитатель. -А для чего нам соль в детском саду? Давайте читать дальше, что же приготовили Фиксики.
Письмо
Фиксики:- Сегодня у Дим Димыча на кухне мы нашли это загадочное вещество. А что это за вещество мы не можем разобраться. Поэтому решили послать вам, потому, что нам, сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам разобраться и открыть секреты этого вещества? В шкатулке есть шапочки наденьте их и превратитесь в настоящих ученых.
«Сегодня всем вам предстоит немножко стать учёными. В лабораторию пойдёте, и чудо -опыт проведёте, с волшебным минералом –солью».
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти и сесть на стулья и ответить на мои вопросы.
-Ребята, а знаете ли вы откуда берётся соль, будем узнавать?
Воспитатель: Соль добывается в соляных шахтах (на экран выводятся следующие картинки) вот так они выглядят вся шахта покрыта солью её бурят вот такими бурильными машинами,затем её перевозят на завод и там она перерабатывается, упаковывается и уже попадает к нам на стол.
Где, чаще всего применяют соль?
Воспитатель: С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения.
Ещё соль применяют в медицине. С её помощью люди лечат различные заболевания.
Существуют огромные специальные соляные пещеры, куда ходят люди дышать солёным воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они её очень любят облизывать.
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.
Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку если её употреблять в большом количестве.
Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. В лабораториях работают учёные.
Учёные – это люди, которые занимается наукой, проводят опыты, исследуют разные вещи и явления. Чтобы узнать, как эти вещи устроены.
Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?
Дети: Учёные
Вот и мы сегодня будем учёными, которые проводят эти опыты. У каждого ученного есть дневник исследователя. Вот и у нас с вами будет свой дневник исследователя. Ребята, посмотрите пожалуйста сколько цифр у нас в дневнике исследователя (4) Значит сколько мы с вами проведем опытов?
Давайте посмотрим, с каким оборудованием работают учёные в лабораториях:
Лупа – это прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов.
Микроскоп – это прибор, предназначенный для увеличенных более мелких изображений.
Пробирка – используется для проведения химических опытов.
Нам сегодня понадобится только лупа. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль»
-Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег)
-Потрогайте соль. Какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая)
-Какого цвета соль? (белого)
-Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)
Давайте возьмем лупу и посмотрим по очереди. Скажите пожалуйста из чего состоит соль? (из кристаллов)
-А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: соль белого цвета. Давайте схематично изобразим первый опыт. Какой мы сделали вывод?
Соль белого цвета и по форме состоит из кристаллов. Зарисуйте напротив циферки 1 первый опыт.
Опыт №2 «Соль растворяется в воде»
Для опыта нам понадобится стакан с водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, перемешиваем и наблюдаем, что будет происходить с кристаллами соли? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: соль растворяется в воде. Давайте схематично зарисуем второй опыт.
Мы немного устали, давайте отдохнем, проходите на коврик, встаньте в рассыпную. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Соленый- несоленый»
Если вы услышите продукт который можно солить вы приседаете, а если этот продукт нельзя солить, то вы стоите на месте.
Банан, огурец, малина, помидор, клубника, яйцо, груша, грибы, апельсин, суп, мандарин, рыба, конфета) Молодцы, справились.
Опыт № 3 «Плавающее яйцо»
Ребята, посмотрите тут у нас 2 стакана наполненные водой.
В стакане под номером 1 - простая вода
В стакане под номером 2 - очень соленая вода
Опустим в стаканы по одному яйцу.
Что произошло?
В стакане под номером 1 яйцо утонуло.
В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.
Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.
Вот она и держит яйцо на поверхности.
Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.
Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Вывод: В соленой воде предметы не тонут.
Молодцы, ребята!
Давайте в наш дневник зарисуем третий опыт (два стакана с водой и яйцо в одном яйцо на дне стакана, а во втором яйцо на поверхности)
Опыт №4 Творческая мастерская «Раскрашивание соли».
(У каждого ребёнка гуашь разного цвета.)
Воспитатель: Возьмём стакан с солью. Добавляем в соль немного гуаши. Все хорошо перемешиваем. Что с ней произошло?
Дети: она окрашивается.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Соль можно красить и она меняет цвет.
Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Давайте зарисуем в наш дневник, что соль меняет цвет.
Теперь ребятки давайте сядем на коврик.
Воспитатель: - Ребята, а давайте с вами расскажем Фиксикам, что интересного мы с вами сегодня узнали. А я ваши ответы им напишу и отправлю по электронной почте.
Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество храниться у Дим Димыча?
Дети -Соль
Посмотрите в наш дневник исследователя и расскажите какие секреты соли вы сегодня разгадали?
Дети- соль белого цвета, а по форме в виде кристаллов разной величины.
-Соль растворяется в воде.
-В солёной воде предметы всплывают на поверхность.
- Соль можно окрасить.
Воспитатель:
-Что было вам трудно?
-А что было легко?
-Вам понравилось быть маленькими учеными?
Воспитатель: - Ребята, мне тоже с вами было очень интересно. Вы такие молодцы, мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях. Фиксики хотят вас отблагодарить и оставили вам вот такие интересные раскраски для юных исследователей.