Анна Андреева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Подводный мир озера Выгозеро»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию по теме :
«Подводный мир озера Выгозеро» (для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ)
Авторы – составители: воспитатели МКДОУ № 4 г. Сегежи Андреева А. В.
Цель: обобщение знаний детей о подводном мире озера Выгозеро.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ „Подводный мир озера Выгозеро“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- уточнить и закрепить знания детей о рыбах Выгозерского водохранилища, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания; - учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;
Развивающие :
- развивать связную речь, воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно образное мышление, целостность восприятия;
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, интерес к изучению природы, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.
Форма проведения: путешествие
Рекомендуемый возраст : старший дошкольный (6-7 лет)
Продолжительность занятия : 30 минут
Место проведения: групповое помещение ДОУ
Методические рекомендации: Данное занятие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений в группах компенсирующей направленности в качестве закрепляющего занятия по теме «Рыбы наших водоемов». Для проведения занятия рекомендуется использовать мультимедийное оборудование.
Используемая литература:
1. И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Основная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» -3-е изд., и под. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова «Здравствуй мир». Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. -М: БАЛАСС, 2011.-496с.
3. А. Г. Блюдник, Р. И. Котов. «Младшим школьникам о Карелии» издательство «Карелия» Петрозаводск 1978г.
4. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольнику. - М. : ВАКО,2005г-240с.
5. С. Н. Николаева. «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд. - Москва «Просвещение», 2000.-208с.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, разучивание подвижных и малоподвижных игр, чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов, разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки, составление небольших описательных рассказов с опорой на мнемотаболицу, организация и проведения совместной деятельности продуктивной направленности: лепка, аппликация, рисование.
Материалы и пособия: - цветные конверты с заданиями; - картинки с изображением рыб (окунь, лещ, плотва, щука, ряпушка, акула, осьминог, кит, судак);
- предметы или предметные картинки: маска для подводного плавания, трубка, ласты;
- разрезная картинка с изображением щуки; - фрагменты частей строения рыбы (хвост, плавники, жабры); - загадки; - сачок, обруч, разноцветные камешки, таз с водой; - презентация к занятию. Методы и приемы:
1. Словесные: загадывание загадок, беседа, рассказы детей о рыбах;
2. Наглядные: презентация, разрезная картинка, иллюстрации;
3. Здоровьесберегающий метод: кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание на коробку в форме посылки. Предлагает ребятам посмотреть, что в ней лежит. Открывают коробку, в ней предметы (предметные картинки) : маска для подводного плавания, трубка, ласты.
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на картинках? (ответ детей) А как вы думаете, для чего нужны все эти предметы? (чтобы плавать под водой). Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие на дно озера Выгозеро и вспомнить его обитателей. Вы готовы?
Посмотрите, какое красивое озеро Выгозеро! (на слайде появляется фотография с изображение части озера и его побережья). Давайте посмотрим, что же спрятано в его глубинах. Но для этого, нам нужно снаряжение. Давайте наденем его скорее!
Воспитатель проводит кинезиологическое упражнение.
Кинезиологическое упражнение: вот ласты (упражнение «бабочка», вот маска (упражнение «подзорная труба» : указательный и большой палец правой и левой рук соединяются, образуя кольцо, «смотрим» в кольцо правой руки левым глазом, в кольцо левой руки правым глазом. Чтобы удобно было дышать возьмем специальную трубку Давайте покажем, как надо правильно дышать под водой: глубокий вдох, выдох короткий 3 раза, губы «трубочкой (Повторить 3 раза). Начинаем погружение! (дети закрывают глаз)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это на дне озера? (Ответ детей : камни) Сколько же их много! А что – то никого не видать? Постойте! Точно такие же камни я обнаружила сегодня на своем столе вот в этом ведерке. Посмотрите (воспитатель высыпает содержимое ведерка в таз с водой). Странные какие- то камни, разноцветные… А на ведерке знак какой то непонятный… что он вам напоминает? (Ответ детей : письмо) А где же оно? В ведерке кроме камней ничего больше и нет! Может мы плохо посылку посмотрели (Еще раз смотрят в посылку, на дне коробки лежит сверток). Воспитатель достает сверток и читает: «Чтобы встреть обитателей озера Выгозеро – нужно камни со дна его поднять и задания в конвертах правильно выполнять…» Чем же мы их поднимать будем? Может сачком?
Воспитатель предлагает ребенку попробовать достать сачком первый камешек
Так. А вот и конверты с заданиями (конверты лежат на столе).
1 конверт: внутри конверта загадка. Читает:
Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный свет у плавников?
Воспитатель: Ребята, про кого это загадка? (Ответ детей : про окуня, на слайде появляется изображение окуня). А что вы знаете об этой рыбе? (Ответы детей). Ребята, окунь не хочет вас отпускать, хочет с вами поиграть!
Пальчиковая игра «Рыбки»
Рыбки в озере живут,
Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка)
Вверх и вниз они снуют.
Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз.
По команде «Раз, два, три»
Выпускают пузыри.
Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь). Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу вверх.
И кружатся, и шалят,
Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.
И хвостами шевелят.
Пошевелить кончиками пальцев.
Воспитатель: Ну что, а мы отправляемся дальше. Воспитатель предлагает ребенку попробовать достать сачком второй камешек (ребенок достает камень). Дети находят на столе конверт, соответствующий цвету камня.
2 конверт:
Воспитатель открывает конверт: А чтобы следующую рыбку повстречать надо картинку собрать. (Дети собирают разрезную картинку. На ней щука). Что это за рыба? (Ответ детей : щука, на слайде появляется картинка щуки). Что вы знаете о щуке? (ответ детей).
Воспитатель: Ну что, а мы отправляемся дальше! Воспитатель предлагает ребенку попробовать достать сачком третий камешек.
3 конверт. Открывают. В нем картинки: осьминог, лещ, кит, акула.
Воспитатель: Ребята. Посмотрите, что изображено на картинках? Давайте назовем этих подводных обитателей. Ой ребята, а здесь еще что-то есть в конверте, это тени наших подводных жителей. Давайте поможем им найти свои тени (дети выполняют задание). Как вы думаете, какой из этих подводных обителей есть в нашем озере Выгозеро? (ответ детей : лещ). Что вы знаете об этой рыбе? (Ответ детей).
Воспитатель: Ну что, а мы отправляемся дальше! Воспитатель предлагает ребенку попробовать достать сачком четвертый камешек.
4 конверт. Открывают конверт, в нем загадка про Судака.
Загадка: Он обитает в глубине,
Там же охотится, на дне.
Его чашуйки, как наждак…
Как все зовут его… (судак).
На слайде появляется изображение Судака. Воспитатель спрашивает у детей, что они знают про эту рыбу (ответы детей).
Воспитатель: Ребята судак хочет проверить ваши знания и поэтому приготовил для вас задание. Достает из конверта части рыб, просит их назвать и объяснить для чего они нужны (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Как много знаете вы о рыбах.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Веркко да калат», что в переводе с карельского означает сеть да рыба. (Здесь игроки, соответственно, делятся на две команды: «рыбаков» и «рыбу». «Рыбаки» сплетают «сеть», для этого они просто берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. «Рыбешкам» некоторое время дозволено заходить в этот круг и выходить из него совершенно свободно. Но «рыбаки» времени зря не теряют и все примечают. В тот момент, когда в «сети» (в кругу) окажется наибольшее количество «рыбы», «рыбаки» с криком «Сеть!» быстро опускают руки. Пойманные "рыбы" из игры выбывают. Так продолжается до тех пор, пока не будет переловлена вся «рыба», затем команды меняются местами.).
Воспитатель: Ну что, а мы отправляемся дальше! Воспитатель предлагает ребенку попробовать достать сачком пятый камешек.
5 конверт. Открывают конверт, в нем фрагменты последовательности «Размножение и развитие рыб». Когда мы с вами разложим в последовательности эту схему: «От икринки до хвоста», то узнаем какая рыба приготовила нам это интересное задание. Дети выполняют задание, а на слайде появляется плотва. Как называется эта рабы и что вы о ней знаете? (ответы детей).
Воспитатель: Ну что, а мы отправляемся дальше! Воспитатель предлагает ребенку попробовать достать сачком шестой камешек.
6 конверт. Открывают конверт, в нем изображение рыбы «ряпушка» (одновременно на слайде появляется такое же изображение). Ребята, а вы знаете что это за раба такая? (ответы детей). Эта маленькая рыбка очень любознательная и хочет узнать, а знаете ли вы для чего люди ловят рыбу? (ответы детей). А как называют людей, которые ловят рыбу? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим и выберем что нужно рыбаку для удачной рыбалки ( на слайде появляются изображения предметов: удочка, ведро, грабли, кроссовки, резиновые сапоги, телевизор, сачок, сеть, лодка, подушка, червяк, корова) (дети выбирают и рассуждают — а лишние предметы исчезают со слайда).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Мы сегодня с вами не только вспомнили подводных обитателей озера Выгозеро, но и благодаря вашим знаниям у нас сегодня вот такой богатый улов! (воспитатель выкладывает в обруч, лежащий на полу, из ведерка картинки с изображением рыб). Воспитатель предлагает ребятам еще раз вспомнить кого они сегодня повстречали (дети выбирают себе по одной рыбке и называют ее). А сейчас давайте немного поиграем с вашими рыбками.
Игра: «Переполох»
Рыбки плавали, ныряли
И плескались на воде
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке
Дети стоят в кругу. По команде воспитателя - меняются местами те «рыбки-дети», которых он назовет. На пример: щука-окунь, плотва- судак, ряпушка-лещ и т. д.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие по дну озера Выгозеро? Не забудьте рассказать своим родителям о том, каких интересных рыб вы повстречали на своем пути. У родителей вы можете спросить, какие еще рыбы обитают в озерах нашего родного края. Рыбкам очень понравилось, что вы столько много интересного знаете о них и дарят вам вот такие чудесные раскраски. Ребята, если вам понравилось путешествие, возьмите веселый смайлик, если вам было скучно, то возьмите грустный.