Галина Смирных
Конспект занятия по познавательному развитию от зерна в поле до каравая в
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать расширять знания и представления детей о хлебе, процессе его изготовления, о разнообразии хлебобулочных изделий.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и углублять знание и представление детей о выращивании хлеба; Познакомить детей с тем, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба; активизировать словарный запас.
Формировать у детей умение пользоваться схемами и соотносить их с плоскостью.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию от зерна в поле до каравая в» размещена в разделах
Развивать разговорную и связную речь, логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.
Развивать наблюдательность, исследовательский подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Развивать воображение, креативность мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Формировать интерес к развивающим играм посредством погружения в развивающую творческую среду.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Воспитывать уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций «Посевные работы», «Сельскохозяйственные машины».
2. Чтение сказки Е. В. Березкиной «От зернышка до булочки».
3. Разучивание текста подвижной игры.
Материал: Презентация на тему «Откуда хлеб пришел», изображения хлебобулочных изделий.
Коврограф «Ларчик» В. В. Воскобовича, с комплектом игр «Разноцветные кружочки».
Игры В. В. Воскобовича:
- «Чудо -Цветик» с контурной схемой «Колос».
- «Чудо – Соты 1» с контурной схемой «Трактор».
- «Чудо – Крестики 1» с контурной схемой «Мальчик».
Ход занятия:
Дети стоят в кругу
Организационный момент
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Игровой сюрпризный момент. В группу приносят посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Для того, чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать загадку:
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет,
Мягкий черный, белый
Дети (Хлеб.)
Воспитатель: Правильно, это хлеб. Мы поговорим сегодня о хлебе, узнаем, откуда к нам хлеб пришёл.
(рассматриваем с детьми каравай хлеба на столе)
- Опишите ребята, какой он, хлеб? (мягкий, душистый, круглый, пшеничный)
Не всегда хлеб был на столе у людей.
Сначала человек попробовал жевать зерна. Они показались ему очень вкусными. Затем эти зерна научились растирать камнями и получать муку, из муки месили тесто. Но без дрожжей хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня. Сегодня пекут хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Гостя на Руси всегда встречают хлебом и солью. Даже пословицы сложили:
1. Худой обед, коли хлеба нет.
2. .Будет хлеб — будет обед.
3. Хлеб — всей жизни голова, славится он первым на земле, славится он первым на столе.
В магазине можно купить и черный и белый хлеб. У нас на столе тоже очень много изделий из хлеба — хлебобулочные изделия. Хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и попасть к нам на стол.
- Как же он попал к нам в детский сад? (привезли из магазина, из пекарни)
- Как появился он в пекарне? (хлеб испекли из теста, с использованием воды, муки и соли)
-Откуда появилась мука? (её смололи на мукомольном заводе из пшеничного или ржаного зерна)
- откуда появилось это зерно? (его собрали на полях)
Физ. минутка:
«Мы посеяли зерно»
Воспитатель: Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять.
Весной давно,
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево,
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем вверх)
Скоро будут колоски (полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора - выйдут в поле трактора (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечём каравай (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали.
И на поле приехали!
Улыбнитесь друг другу.
Давайте присядем и посмотрим всю историю появления этого хлеба на нашем столе.
(просмотр слайдов на проекторе с комментариями воспитателя)
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Ребята, давайте мы подойдем к нашему полю (Коврограф «Ларчик» В. В. Воскобовича, с комплектом игр «Разноцветные кружочки», и посадим на нем зернышки. Сначала берем самые маленькие кружочки (зернышки) и сажаем первый ряд, затем кружочки средние, распределяем во втором ряду и в третьем ряду у нас располагаются большие кружочки, вот так наши зерна постепенно увеличиваются по размеру.
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами с помощью игры «Чудо -Цветик» составим колоски в которые превратились наши зернышки. В колоске зернышки расположены рядом друг с другом.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд5)
Воспитатель: Дети, а вы хотите стать комбайнерами и управлять комбайном? А как вы думаете, какая игра поможет нам сделать комбайн? (Предположения детей)
Правильно, с помощью деталей игры «Чудо соты 1»В. В. Воскобовича. Дети подходят к столу и выкладывают данный вид транспорта.
Ребята, а как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель предлагает выложить схему «Мальчик-пекарь», игра «Чудо крестики -1»
Воспитатель: Дети, кто назовет, из каких деталей состоит фигурка нашего пекаря, и выложите его изображение на столе.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.
- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Сказкотерапевтический момент
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете, дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печё тся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, можно испечь из такой муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд 9)
Воспитатель: А как все эти продукты называются, одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 10)
Ребята, мы сегодня узнали, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Всем надо бережно относиться к хлебу и уважать тех, кто помог появиться хлебу на столе.
Для того, чтобы вырастить хлеб,
Много люди должны потрудиться,
А мы этим хлебом должны насладиться.
И дань уважения всем отдать.
Не мечтаем мы о чудесниц
К нам с полей живая речь
«Берегите хлеб, вы — люди,
Научитесь хлеб беречь.»
Мне до земли поклониться так хочется
Хлебу, рожденному нашей земле
Труд — его имя
Мир — его отчество
И для народа он самый родной.
Каждому знакому мудрые слова
«Хлеб — хозяин дома, всему он голова!»
Он дороже злата, серебра ценней
Крепкого булата хлебушек сильней.
К сожалению, можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Взял кусок хлеба — съешь его, не хочешь — не бери.
Сказкотерапевтический момент
Воспитатель: Вот такой долгий путь проделывает наш хлебушек, что б попасть к нам на стол. Интересно вам было?
Ответы детей: Да! (хором)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним по порядку, какие задания мы сегодня с вами выполняли?
Ответы детей: Вспахали поле, посадили зернышки, из которых выросли колоски, сконструировали комбайн, без которого не обойтись в поле, познакомились с пекарем, который испек нам хлеб.
Воспитатель: Молодцы ребята! Отлично справились с заданием. А главное запомнили, что всем надо бережно относиться к хлебу и уважать тех, кто помог появиться хлебу на столе.
Ритуал прощания «Я - молодец!»