Агапова Светлана
Конспект игрового занятия с элементами экспериментирования «Путешествие по материкам» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию «Игра - путешествие по материкам с элементами экспериментирования» для детей средней группы
Агапова Светлана Суреновна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: формирование представлений детей о планете Земля через экспериментально-игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- География. Материки и континенты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Развивать познавательный интерес к планете Земля, её странам и континентам, животным, обитающим на этих континентах;
- Развивать желания получать новые знания;
- Учить проводить элементарные опыты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, памяти, мелкую моторику пальцев рук, мышление на материале описательных загадок.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, выдержку и умение работать в коллективе, культуру поведения, умение общаться друг с другом.
Образовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Словарная работа: туристическое агентство, материк, авиалайнер, проспект
Материалы для работы : надувные бассейны с песком и водой, стилизованные под Африку и Антарктиду, набор диких животных, проспект путешествия, билеты, оборудование для проведения опытов: остро заточенные карандаши, детский крем, влажные салфетки, преобразователь Тесла для наблюдения за молнией, макет Австралии, карта мира (пазл, флажки на подставках, карточки с игрой и загадками.
Предварительная работа: знакомство с материками Земли, дикими животными, просмотр фрагмента передачи для детей «Путешествие по миру : материки земли и их обитатели» подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковой гимнастики, отгадывание и придумывание загадок.
Планируемые результаты: дети принимают активное участие в процессе организованной совместной деятельности. Опираются на полученный ранее опыт экспериментирования, при выполнении заданий. Формулируют ответы на вопросы педагога, эмоционально реагируют на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно ведут себя в процессе коллективной деятельности.
Формы, методы и приемы: беседа, поисково-исследовательский метод, загадка, художественное слово
Ход занятия.
Воспитатель встречает детей в бюро отдыха и путешествий, представляется и спрашивает детей о цели их визита. Ответ детей.
Показывает детям папку и спрашивает, что такое проспект? Поясняет, что проспект-это папка с фотографиями тех стран и материков, куда можно отправиться в путешествие.
- Сегодня наше бюро предлагает вам путешествие по материкам.
Вы знаете, что такое материки? (большие части суши, окруженные водой). Ведет детей к карте с изображением материков.
-В программе нашего путешествия Африка, Антарктида и Австралия (находят на карте и по стрелкам отслеживают маршрут). Вы согласны отправиться в путь? Ответ детей.
Наш авиалайнер доставит вас в любую точку земли. Получите билеты и займите места в соответствии с указанной цифрой (дети усаживаются на стулья, согласно выданному билету)
Так же наше бюро путешествий предлагает вам набор путешественника, в котором есть все необходимое.
-Ребята, а вы знаете чем отличается турист от путешественника (турист просто
рассматривает достопримечательности, а путешественник исследует)
Первым материком, который мы посетим будет Африка. Правила поведения: -от группы отставать нельзя, так как можно заблудиться -не трогать незнакомые растения и ягоды (могут быть ядовитыми) -не говорить очень громко. (можно напугать животных или они нападут)
-Вот мы и в Африке, но прежде чем выйти из самолета, что нам нужно сделать?
Ведь на улице очень жарко (надеть головные уборы). Мы отправляемся с вами в самую большую пустыню мира- Сахару. Подходят к бассейну с песком и верблюдом.
- Перед нами пустыня Сахара - воды нет, из растений только самые неприхотливые, очень жарко и кругом один песок.
Какие животные могут жить в таких условиях?
Загадка:
-Я хочу спросить у вас ребята: у кого спина горбата? Ноги длинные идут по песку его ведут?
Как царя пустынь зовут? Ну конечно-же (верблюд)
А вот и он: шагает по барханам. Давайте рассмотрим верблюда.
Вопросы: Это мелкое животное? (крупное) Какие части тела у него длинные? (ноги и шея). Зачем верблюду длинные густые ресницы? (защищают глаза верблюда вовремя песчаной бури). Что необычного у верблюда? (горб и нос)
-Верблюд спокойно ходит по песку пустыни, почему же он не проваливается, ведь он большой и тяжелый,
Эксперимент : взять карандаши и погрузить их в песок сначала острием, а затем тупым концом и ответить на вопрос: какая сторона карандаша вошла в песок легко, а какая с усилием. Вывод: острая часть вошла легко, а широкая нет.
Воспитатель показывает детям копыта верблюда: они широкие и раздвоенные.
Итог: верблюд не проваливается в песок благодаря своим копытам.
Воспитатель предлагает детям узнать, почему верблюд может так долго обходиться без воды. И достает из рюкзака зеркальце. Эксперимент : дети дышат на зеркальце и выясняют, что зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки воды. Воспитатель поясняет: воздух, выдыхаемый человеком, так же как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Итог: верблюд может долго обходиться без воды багодаря своему носу.
Воспитатель предлагает вернуться в самолет и отправится в Антарктиду. А так как в Антарктиде очень холодно, нужно потеплее одеться.
Игра: одеваемся-утепляемся
Надеваем варежки (проводят рукой по руке)
и конечно валенки (проводят обеими руками по ногам)
шубу теплую наденем (обнимают себя)
ну и шапку потеплее (поглаживают голову)
Приземляемся в Антарктиде.
Подходим к бассейну с водой и белым медведем: -Мы с вами в Антарктиде, стране вечного снега и льда и встречает нас очень красивое и сильное животное.
Вопросы:
Кто это? (белый медведь). Что любит делать белый медведь? Он любит купаться и плавать на льдинах. Почему же белый медведь не мерзнет? Ведь он плавает в очень холодной воде и гуляет по морозу?
Воспитатель предлагает детям узнать ответ на этот вопрос. Эксперимент : дети опускают одну руку в воду, вынимают и рассматривают. Рука покрыта тонким слоем воды. Затем намазывают руку жирным детским кремом и снова опускают руку в воду. Капли воды скатываются с руки. Вывод: у медведя шерсть покрыта жиром, поэтому, когда он купается вода скатывается с нее и не успевает ее пропитать.
Пингвины тоже не мерзнут по этой причине, хотя очень любят плавать и нырять.
Мы отправляемся на третий материк, на котором живут удивительные животные и называется он Австралия. Садятся в самолет и летят.
Подходят к макету Австралии.
-Перед нами Австралия и символом ее является очень интересное животное, с которым мы уже знакомы.
Вопросы: Что это за животное? (кенгуру)
Почему мы называем его необычным? (носит детеныша в сумке на животе)
Какие еще необычные животные живут в Австралии? (страус, броненосец)
Зачем броненосцу панцирь? (чтобы защититься от хищников)
Воспитатель рассказывает детям о том, что в Австралии бывает сезон дождей и очень сильные грозы.
Вопросы:
Что такое молния? (разряд электричества)
Можно ли прятаться во время грозы под деревья? (нет, молния часто ударяет в деревья)
Как вести себя во время грозы? (нужно зайти в помещение)
Воспитатель дает детям информацию о том, что за молнией можно наблюдать
в безопасных условиях и предлагает отправиться в музей-лабораторию.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором закреплен
преобразователь Тесла. Прибор включают и педагог показывает, как
выглядят молнии, и как можно ими управлять при помощи ладошек и пальцев.
Эксперимент : дети по очереди подносят ладошки и пальцы к прибору и наблюдают за возникновением разного количества разрядов.
Вопросы:
Сколько молний вы увидели? (ладошка сверху-одну, пальцы вокруг шара-много)
Какие изменения наблюдали (молнии двигались в разном направлении)
Почему вас не ударило током?
Вывод: молнии не бьют током потому, что они находятся под пластиковым шаром. Наблюдать за молниями безопасно только в лаборатории.
- Нам пора возвращаться домой. В какую страну мы полетим?
(в Россию). Садятся в самолет и летят. По возвращении педагог предлагает детям
найти те материки, на которых они побывали и поставить на них флажки.
Рефлексия: - мы с вами вернулись домой. Какие впечатления оставило у вас наше путешествие? Что было интересного и необычного? Ответы детей.
-В мире еще очень много всего необычного и удивительного, и я приглашаю вас приобретать в нашем бюро путешествий путевки, чтобы посмотреть другие страны и материки. До свидания.