Королёва Елена
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Знакомство со свойствами воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности тема «Знакомство со свойствами воды» для детей старшего возраста
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе „Знакомство со свойствами воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Ознакомить детей со свойствами воды : прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода растворитель, вода превращается в лед, пар, имеет жидкое состояние; давать представление о круговороте воды в природе.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.
Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие: активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
• рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море.
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, вода, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.
Ход занятия
Вводная часть.
Слово воспитателя:
Для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии – отгадайте загадку :
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и с рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)
Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Ответы детей. : Стихи о роднике, реке, море.
Показываются видео или иллюстрации: родники, река, море.
Воспитатель: Каким цветом изображены на глобусе?
Дети показывают изображения воды на глобусе.
Воспитатель: А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы выяснить это мы пройдем в нашу лабораторию.
Основная часть.
Исследование.
Воспитатель:
Запомните правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
(Дети проходят к рабочим столам. На столе находятся: стаканы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой)
Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду.
Ответы детей: вода без вкуса.
Воспитатель: Пахнет ли вода чем-нибудь?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Ответы детей: видны хорошо.
Воспитатель формулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность.
Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Ответы детей: сахар растворяется.
Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?
Ответы детей: например за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким. Моем руки, растворяет грязь. Растворяем краски
Дети рассматривают фонтан (Фото)
Воспитатель: Что это? Для чего он нужен? А что льется в фонтане (вода) .
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.
Воспитатель: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Воспитатель: В каком еще состоянии может быть вода?
Дети: в твердом (рассматривают лед)
Воспитатель: А еще в газообразном: туман, пар, тучи, облака.
Воспитатель показывает опыт:
. Возьмите стакан с горячей водой, накройте его холодным стеклом и наблюдайте сначала образование пара на стекле, а потом превращение пара в капельки воды. Затем подержите стекло над промокательной бумагой — капельки упадут на нее и оставят заметный след.
Физминутка: Малоподвижная игра: Дети – дождинки рассыпались по группе, затем, взявшись за руки, образовали ручеек, собравшись в круг – море.
Воспитатель:
С помощью процесса испарения происходит круговорот воды в природе
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?
Верно, круговорот воды в природе.
Рассматривание иллюстрации круговорот воды в природе
Воспитатель: Без воды не может быть жизни. Мы, животные и растения больше всего состоим из воды. Для некоторых животных и растений вода – среда обитания.
Я предлагаю опустить ваши цветочки в воду и посмотреть, как они распускаются. (дети опускают цветы в емкость с водой)
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
В конце занятия дети опускают цветы, сложенные из бумаги, на воду и наблюдают как цветы распускаются.
Воспитатель: Так и в природе вода дает жизнь растениям!