Марина Евдокимова
Конспект занятия по познавательной деятельности «В поисках красок» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В поисках красок!»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель – Евдокимова Марина Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 115» г. Рязани
Цели:
- организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о источниках загрязнения воздуха, его последствиях;
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „В поисках красок“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- создать условия для развития у детей умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
- способствовать побуждению у детей интереса решать поставленные задачи сообща, работая коллективно.
Задачи:
- Организовать:
1. Игровую деятельность детей, направленную на нахождение частей фильтра для трубы:
-закреплять умения вычленять нужные предметы из множества;
-закреплять порядковый счет и состав числа;
-развивать быстроту и ловкость;
-развивать умение выдвигать и проверять опытным путем решение поставленной задачи;
-закреплять последовательность цветов радуги.
2. Создать проблемную ситуацию, при которой дети будут отвечать на вопросы, вступать в диалог.
3. Способствовать обогащению словаря по теме занятия.
4. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
5. Рефликсивная оценка результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Предварительная работа:
1. беседы об экологии и проблемах в экологии из-за промышленных предприятий;чтение познавательной литературы :
• Д. Брюэр Энциклопедия для детей «Изобретения» / пер с англ. В. О Никишина. – М. : РОСМЕН, 2016. – 48 с.
• Детская энциклопедия «1001 вопрос и ответ» раздел «Промышленность» /Под. ред. В. Иген и Н. Чеипиона; пер. с анг. А. А. Бряндинской. – М. : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2016. – 160 с.
• Д. Рэтленд Энциклопедия юного ученого «Техника» М. : «РОСМЕН», 2014. – 163 с. Энциклопедия с секретами «Техника» /Редактор-составитель С. Г. Шумеева. – М. : «РОСМЭН-ПРЕСС», 2014. – 155 с.
• Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему» / Редактор Татьяна Фролова. – М. : «Махаон», 2016. – 255 с.
• Ларина О. В. «Удивительная экология». – М. : «ЭНАС-КНИГА», 2016. – 256 с.
2. дидактические игры:
«Если только захотим мы и в космос полетим»;
«В нашем доме поселился замечательный сосед»;
«Какой цифры не хватает»;
«Неразлучные друзья»;
«Нас пытаются запутать»;
«Найди отличие»;
«Что изменилось»;
«Найди сходство и отличие между двумя крышками».
Материал и оборудование:
• интерактивная доска, презентация с заводскими трубами и яркими картинками с изображением радуги;
• бассейны с крышками согласно конспекту;
• материал для экспериментов с крышками;
• музыкальные инструменты, сделанные из крышек;
• массажные коврики, выполненные в виде следов по цветам радуги;
• недорисованная картина;
Ход ЗАНЯТИЯ
На экране интерактивной доски яркая картина. Звучит лёгкая классическая музыка Моцарта «Пробуждение».
(Резко начинает звучать музыка Моцарта «Конец света»)
Воспитатель. Ребята, что случилось, куда пропали яркие краски?
Голос за кадром. Ха-ха-ха, я великий волшебник, который терпеть не может яркие краски. Поэтому я превратился в заводскую трубу на заводе по производству пластиковых крышек. Эти крышки такие яркие, радостные, как цвета радуги, и очень раздражают меня. Закопчу всё вокруг, чтобы всё было серо. Будет у меня праздник!
Воспитатель. Ребята, это же неправильно! Мир без красок не интересен!
Голос радуги за кадром сквозь слезы. Помогите мне, радуге,
Воспитатель. Что же делать! Как мы можем помочь, радуге? (рассуждения детей). Как вы думаете, что делают на больших предприятиях, чтобы из труб не шел черный дым? (Рассуждения детей. Подвести их к тому, что нужен фильтр). Да, ребята, вы правы, и для нашей трубы нужен фильтр. Но раз наша труба волшебная, то предлагаю сделать не обычный фильтр, а радужный из пластиковых крышек. И все вокруг опять заиграет яркими красками. Мы сможем с этим справиться? Что нам для этого нужно? (найти крышки всех цветов радуги). А сколько цветов у радуги? Давайте повторим их по порядку. Вот мы и готовы к путешествию. А помогут нам отыскать крышки разных цветов слезинки, которые обронила радуга. (Слезинки рассыпаны по группе) (Дети находят слезинку с цифрой 1)
ЗАДАНИЕ №1
А вот и первое задание. Перед вами множество красных крышек. Вот именно из них вам необходимо найти одну, но помните – она шероховатая, весит 10 граммов, тонет, примагничевается.
Воспитатель. Ребята, повторите показатели поиска крышки.
Дети выполняют следующие действия:
1 – отбирают гладкие крышки, оставляя, только шероховатые;
2- взвешивают, оставляют крышки, которые весят 10 граммов;
3 – опускают крышки в воду, для дальнейших опытов оставляют только те крышки, которые утонули (утонули все кроме 2-х или 3-х);4 – пробуют достать магнитом, та, которая прилепилась к магниту и есть нужная красная крышка).
Молодцы, Ребята. У нас уже есть одна крышка. Продолжаем путь? (Дети находят слезинку с цифрой 2).
ЗАДАНИЕ №2
Следующее задание. На заводском складе лежат 2 бассейна с крышками, некоторые крышки пронумерованы. Нужно найти эти крышки и расположить по порядку, но одна крышка с числом находится в другом бассейне. Отыщите ее.
(В первом бассейне дети находят крышки с числами и выкладывают их по порядку от 1 до 10, одного числа не хватает (например, 5). Дети во втором бассейне находят все крышки с цифрами, крышка с цифрой 5 оранжевого цвета.
Молодцы, ребята. И со 2 заданием справились. Сколько у нас уже крышек? Какого цвета? Продолжаем путь. (Дети находят слезинку с цифрой 3)
ЗАДАНИЕ №3
А вот и 3 задание. Для того, чтобы перейти к следующему заданию, нужно сначала вспомнить состав числа «5».
Воспитатель. Ну, с этим заданием мы справимся без труда.
(Дети вспоминают 5 это 4+1 или 5 это 3+2 и т. д.)
Вот перед вами тропинка, при строительстве этой тропинки рабочие использовали состав числа «5», используя крышки двух цветов. Они очень старались, но допустили ошибку. Найдите лишнюю крышку.
(Выложена дорожка, предположим, /4 красных, 1 оранжевая/, /3 красных, 2 оранжевых/, /4 красных, 1оранжевая, 1 жёлтая/, /3 красных, 2 оранжевых/, 4 красных, 1 оранжевая/, /3 красных, 2 оранжевых).
Как вы хорошо считаете, наверняка среди вас найдутся будущие инженеры, которые сделают всё, чтобы заводские трубы, никогда не дымили. И с этим заданием мы справились, молодцы! У нас уже 3 крышки. Продолжаем путь. (Дети находят слезинку с цифрой 4)
ЗАДАНИЕ №4
Воспитатель. 4 задание – веселая игра «Собери крышки».
Ой, ребята, и правда все крышки рассыпаны. Давайте соберем их по цветовым домикам. Я предлагаю не просто собирать. Сейчас под музыку вы будете легко бегать, выполнять различные танцевальные движения, а с окончанием музыки возьмёте в руки крышки определённого цвета и отнесете в дом такого же цвета (игра проводится несколько раз, пока не останется одна крышка зеленого цвета).
Ну а крышку для которой не оказалось домика мы возьмем с собой. Ребята, все ли цвета радуги мы с вами собрали? Каких не хватает? Отправляемся дальше. (Дети находят слезинку с цифрой 5)
ЗАДАНИЕ №5
Воспитатель. А вот и следующее задание. Называется «Крышка в сосуде». Перед вами несколько темных сосудов, в одном из них крышка, но достать её вы должны, не переворачивая сосуды и без помощи рук.
(Дети пытаются достать крышку с помощью магнита, с помощью палочек, и только наливая воду в сосуды, всплывает крышка голубого цвета.)
Молодцы, ребята, и сейчас вы проявили находчивость. У нас с вами уже 5 крышек. (Дети находят слезинку с цифрой 6)
ЗАДАНИЕ №6
Воспитатель. Посмотрите, ребята, а это картина. Но она до конца не раскрашена. Как вы думаете, какого цвета не хватает? (дети рассматривают картину и определяют, что в некоторых местах не хватает синего цвета.)
Вам нужно помочь художнику закончить картину. Но что бы волшебная коробочка разрешила взять синюю крышку, вам нужно придумать и назвать слово, что бы первый звук в слове был твердый (дети называют слова ( н-р: радуга, трава, дыми и т. д., берут по одной крышке, и заканчивают картину). Детям остается одна крышка.
Молодцы, ребята. Продолжаем путь. Сколько крышек нам осталось собрать? Скорее ищите последнюю слезинку. (Дети находят слезинку с цифрой 7)
ЗАДАНИЕ №7
Воспитатель. Ребята, а в этом задании загадка и карта прилагается.
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы (фиолетовый цвет).
О каком цвете идет речь? Значит какой крышки нам не хватает? (фиолетовой)
А к фиолетовой крышке мы пройдем по карте. (Дети идут по заданному маршруту ( н-р: 3 шага вперед, повернуть направо, 5 шагов вперед, повернуть налево, 7 шагов вперед) и находят крышку).
Молодцы, ребята. И фиолетовую крышку мы с вами нашли.
Давайте еще раз повторим цвета радуги по порядку.
А теперь пора приступать к «изготовлению фильтра». (Дети моделируют из крышек конструктора круг по цветам радуги)
На экране появляется ролик «Падающие трубы» и в итоге картинка трубы без дыма, затем заменяется яркой картинкой.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво кругом, а какие интересные инструменты, они тоже сделаны из крышек. Предлагаю поиграть на них и повеселиться, ведь у нас сегодня праздник (игра на музыкальных инструментах «Озорная полька» муз. Филиппенко).
Воспитатель. Ребята, вот и закончилось наше приключение. Как мы помогли сохранить мир ярким? А вы знаете люди каких профессий занимаются проблемой сохранения природы? (инженеры, которые разрабатывают оборудование, защищающее экологию, и экологи). Верно. Вот и мы с вами сегодня побыли инженерами и сделали доброе дело.
Список использованной литературы
1. Верхотурова Л. М. Дидактические игры с крышками от пластиковых бутылок для детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL : https:ped-kopilka. ru ( Дата обращения: 25.04.2019).
2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. –
М. : Скрипторий, 2015. – 79 с.
3. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2014. – 80 с.
4. Крышки от пластиковых бутылок. Идеи поделок и игр [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL : https://www.maminklub.lv ( Дата обращения: 25.04.2019).
5. Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала. – Воронеж: Лакоцетин, 2015. – 48 с.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 128 с.
7. Шатохина Е. К. Я – экспериментатор. Игры и забавы для светлой головы / Е. К. Шатокина // Детский сад со всех сторон. – 2007. - №17. – С. 3-12; №18. – С. 2-8.