Альбина Белкина
Конспект занятия по познавательной деятельности «Откуда берется дождь?»
▼ Скачать +Заказ
Тема: Откуда берется дождь?
Цель: создание социальной ситуации в процессе познавательной деятельности
Задачи:
• Развивать познавательные способности : умение наблюдать, строить предположения, развивать наблюдательность.
• Сформировать представления об образовании дождя
• Развивать социально-коммуникативные навыки: умение отстаивать собственное мнение, учитывать мнение партнера, формировать умение взаимодействовать с партнером в игровой деятельности.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Откуда берется дождь?“» размещена в разделах
• Воспитывать аккуратность при работе, закрепить знания о правилах поведения при проведении опытов.
Оборудование: магнитофон, стеклянная банка, чайник с водой, лед; модель круговорота воды в природе, поролоновые губки пипетки, емкости для воды и пластиковые стаканчики на каждого ребенка, одноразовые салфетки, впитывающие воду; металлофон, картинки с изображение разных видов дождей, пенка для бритья; альбомные листы и цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход:
Включается аудиограмма дождя.
Воспитатель: Послушайте и скажите, на что будет похож этот звук?
Дети: вода, дождь… А ты, что услышал
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года идут дожди?
Дети: Весной, летом, осенью.
Воспитатель: А зимой бывают дожди? Чем зимний дождь отличается от дождей в другие времена года? (Он со снегом)
Воспитатель: Ребята, предлагаю подумать, а откуда появляется дождь?
Предположения детей…. Ты как думаешь?
Хорошо, ваши предположения очень интересны, а теперь представьте, что вы ученые и мы с вами на опыте убедимся, откуда же идет дождь. Но сначала вспомним, о правилах безопасности: когда мы проводим опыты ничего не брать в рот, внимательно слушать взрослого, не мешать соседу. Посмотрите….
Опыт № 1: Воспитатель выполняет опыт, а дети наблюдают.
Я наливаю в банку воду. Как вы думаете, какая она, (а горячая или холодная, а как вы догадались, что она горячая? Идет пар. Закрываю крышкой банку и кладу сверху лед. Лед холодный или горячий? А пока мы ждем результат, мы поиграем. Скажите, Что хорошего, в том, что идет дождь? : поливает землю, цветы, деревья. Животные, насекомые пьют дождевую воду
Воспитатель: А что плохого в том, что идет дождь? корни сгниют у растений, если нет сапог, то промокнут ноги….
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же у нас в банке. Напомните мне, какую я наливала воду, что я делала дальше? От горячей воды шел пар., а он очень легкий. Посмотрите этот пар в виде маленьких капелек поднялся наверх, а там он остыл, капельки прижались друг к другу и образовали облако, тучку, стали тяжелыми и упали снова вниз. Вот так и в природе :
Выставляется модель: 1. Вода исчезает и с поверхности земли, 2. поднимается наверх,в Вы знаете, что Наверху, среди облаков и туч, намного холоднее, чем внизу, на земле, 3. Невидимый пар там превращается в капельки, их очень много и они образуют облако, 4 капельки соединяются друг с другом и образуется туча, где капли становятся очень тяжелыми и падают вниз на землю. Вы догадались, как называются падающие капли из тучи?
Игра с детьми «Капельки» …2 раза
Давайте сейчас с вами представим, что вы капельки, которые поднялись наверх и наверху вам холодно, вы прижались друг другу и вот теперь вы стали тяжелой тучкой, и что с капельками произойдет? Дети: упадут вниз (садитесь)
Опыт № 2 с губками. Воспитатель: А теперь, уважаемые ученые, предлагаю вам сделать дождь с помощью губки… Подойдите к столу, садитесь, засучите рукава,возьмите 1 губку в руку ии скажите она Мокрая или сухая, тяжелая или легкая? Теперь отожмите над чашечкой губку, почему вода не капает? Мало воды. Совершенно верно, мало воды, поэтому облако легкое, а что можно сделать, чтобы ваше облако стало тяжелым и из него полился дождь? ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Воспитатель: Теперь положите губку в пустую чашечку, возьмите стакан и налейте на губку воду.
Чтобы полился дождь, надо правильно ее отжать, посмотрите, как это делаю я. Если отжимаете кулаком- нет дождя нажать 2 раза. Сначала вы,теперь вы – делайте, Молодцы, опыт удался, а теперь немного отдохнем. Пойдем поиграем. Звенит колокольчик, и дети выходят на ковер.
Физминутка: «Приплыли тучки дождевые»
Приплыли тучки дождевые : - лей, дождик, лей
ладоши вниз, потряхивают руками
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей
Топают ногами
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
наклоняются
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.
Садятся и потряхивают руками
Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики
Игровое упражнение «Посчитаем капельки». Какой музыкальный инструмент у меня в руках? Дети: металлофон.
Воспитатель: Посмотрите, как может звенеть капелька воды. А теперь посчитайте, сколько упало капелек. А теперь посчитайте, сколько у Димы упало капелек.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо посчитали капельки. А вы знаете, что дождь бывает сильным, такой дождь называется Ливень- повторите хором, повтори…. (выставить картинку) про такой дождь говорят : «Льет, как из ведра» Еще бывает мелкий дождь, он называется Ситничек, как сито (показать сито)
Воспитатель: Уважаемые ученые, напомните, как называется сильный дождь, мелкий?
Молодцы (опыт №3) А сейчас предлагаю сделать вместе домашний дождик.
Проходите, садитесь п осмотрите, я сейчас сделаю облако, а вы возьмите пипетки и один раз капните на пену и посмотрите, что получилось.
Воспитатель: Туча, туча, что несешь? Отвечает туча: «,»
Вот и мы с вами сделали дождь. Вытирайте руки и я вас жду здесь- колокольчиком позвать
Вы уже много узнали о дожде, слушали, как шумит дождь, сами превращались в капельки, а покажите, как образуется тучка?
Воспитатель: Молодцы и теперь, как настоящим ученым, я предлагаю зарисовать то, что вам запомнилось и потом мы ваши зарисовки сложим в книгу опытов.