Елена Леонтьева
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе «Как дети Весне помогали»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- закреплять умение анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существенные признаки;
- закреплять умение составлять небольшой рассказ по картинкам;
- уточнять навыки образования существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме; образования формы множественного числа существительных; составления предложений из слов;
- активизировать словарь.
2. Развивающие задачи:
- развитие речевой активности через игровые действия, умения отгадывать загадки;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе „Как дети Весне помогали“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развитие мыслительных процессов: логического мышления, внимания, зрительно-слуховой памяти, воображения;
3. Воспитательные задачи:
- воспитание интереса детей к природе;
- воспитание умения действовать согласованно в команде, контролировать свои действия и действия других детей.
Предварительная работа: наблюдения детей за природой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, словесные игры, составление предложений по заданным словам.
Материал: картинки на тему «Весна», мяч, солнышко с лучиками, шкатулка с письмом и капельками - заданиями, разрезные картинки, карточки со словами, карточки с буквами.
Примерный ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга (дети становятся в круг)
- Здравствуй, правая рука! –протягиваем вперед
- Здравствуй, левая рука! – протягиваем вперед
- Здравствуй, друг! – беремся одной рукой с соседом
- Здравствуй, друг! – беремся другой рукой
- Здравствуй, здравствуй дружный круг! – качаем руками
Воспитатель: Ребята, сегодня утром около нашей двери я нашла шкатулку с замочком. Что там находится – я не знаю. А вы как думаете, что там? (ответы детей) Вы хотите ее открыть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мне нужна ваша помощь.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы смог?
- Постучали (ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы,
- Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их,
- Потянули (тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
- И открыли! (резко отпустить руки, развести их широко в стороны).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и открыли замок!
Основная часть
Воспитатель: Ой, посмотрите, а здесь письмо! Но чтобы узнать, от кого это письмо, нужно отгадать загадку.
Рыхлый снег на солнце тает.
Ветерок в ветвях гуляет.
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла …
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, ребята! Это письмо от Весны. Давайте его прочитаем.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили миром: 3 месяца –Зима, 3 месяца- Весна, 3 месяца- Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Некоторые птицы, которые к нам прилетели, остались без жилья. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! Я отправлю письмо детям в детский сад, и они мне обязательно помогут победить Зиму. Но для этого ребятам необходимо выполнить мои задания».
Воспитатель: Как вы думаете, сможем мы помочь Весне? Справимся со всеми ее заданиями?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, Весна оставила нам капельки с заданиями.
1 капелька – «Отгадайте загадки»
1. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел… (Апрель)
3. Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет.
В зелень наш оделся край,
Нас теплом встречает… (Май)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Весна для вас оставила небольшую награду (Буква О)
2 капелька – Игра «Один – много» (с мячом)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Один – много». Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих предметов.
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Скворец – скворцы
Гнездо – гнезда
Сосулька – сосульки
Лист – листья
Дерево – деревья
Река – реки
Грач – грачи
Насекомое – насекомые
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Награда – буква Ц.
3 капелька – Игра «Весенние слова»
Следующая капелька – задание на внимательность. Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – то топнуть.
Январь, тепло, капель, грачи, ручьи, зима, вьюга, март, подснежник, метель, скворечник, проталина.
Воспитатель: Справились, ребята. Вот вам награда – буква Л.
А, сейчас, повторяйте за мной!
Речевая разминка – чтение чистоговорок
НА-НА-НА- наступила вновь весна
НЕ-НЕ-НЕ- очень рады мы весне
ОЙ-ОЙ-ОЙ- мы счастливы весной
ЛО-ЛО-ЛО- на улице тепло
НУ-НУ-НУ- очень ждали мы весну
КО-КО-КО- солнце светит высоко
ЧЬИ-ЧЬИ-ЧЬИ- бегут звонкие ручьи
ГА-ГА-ГА- растаяли снега
УЛЬКИ- УЛЬКИ-УЛЬКИ- растаяли сосульки
ЧИ-ЧИ-ЧИ- солнца теплые ручьи
ДИ-ДИ-ДИ- весенние дожди
4 капелька –«Расставь слова по порядку, чтобы получилось предложение»
Воспитатель: Ребята, все слова перепутались. Поставьте их в правильном порядке, составьте предложение.
Весной появляются первые цветы.
Воробей пьет воду из лужи.
Птицы к нам вернулись весной.
Воспитатель: Молодцы, порадовали Весну, справились с заданием. Награда – буква М.
5 капелька – «Расскажи о весне»
Воспитатель: Вот еще одно задание. Вам нужно будет составить предложения о весне по картинкам. (На доске перед детьми расположены картинки с приметами Весны. Дети рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, рассказывают о примете Весны, которая изображена на ней.) Каждое предложение должно начинаться со слова «Весной» (например, «Весной солнце светит ярко», «Весной появляются первые цветы» и т. д.) (Затем 1 – 2 ребенка составляют рассказ по картинкам)
(За выполненное задание дети получают букву Д)
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Весна пришла»
- Солнце светит высоко (на цыпочках тянем руки вверх).
- Нам от солнышка тепло (легкие поглаживания руками по лицу).
- Тает снег от лучей (приседание,
- Звонко побежал ручей (бег по кругу).
- Вы за ручейком бегите,
- Лужи все перешагните (ходьба по кругу).
6 капелька – «Назови ласково»
Воспитатель: Ребята, Весна писала нам, что солнышко совсем загрустило: не светит и не греет (На доске прикреплено солнышко без лучиков). Чтобы наше солнышко засияло и улыбнулось, нам нужно сказать слова ласково. Поможем солнышку, чтобы Зима совсем отступила. Согреем его ласковыми словами?
Дети: Да!
Солнце – солнышко
Птица –птичка
Черная туча – черненькая тучка
Серый заяц – серенький зайчик
Лужа – лужица
Белый цветок – беленький цветочек
Ручей – ручеек
Капля – капелька
Ветка – веточка
Воспитатель: Молодцы! Наше солнышко засияло и улыбнулось. Держите вашу букву – буква Ы.
7 капелька – «Сложи картинку»
Воспитатель: Ребята, осталось последнее задание от Весны. Она прислала вам картинки, но они рассыпались. Сейчас вы разделитесь на группы и соберете их, а потом опишите, что изображено на картинке. (Дети делятся на 3 группы, складывают картинки по теме «Весна» и описывают их. По выполнении задания, они получают последнюю букву – О).
Заключительная часть
Воспитатель: Вы все такие молодцы! Вы очень хорошо старались, все рассказали правильно про Весну, выполнили все задания. Что вам больше всего понравилось? Какое послание оставила вам Весна? Давайте узнаем. (Дети складывают из полученных букв слово «МОЛОДЦЫ»)