МУРТАЗАЕВА СУЛТАНИЕ
«Все о соли знать хотим». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
«Все о соли знать хотим»
Возрастная группа : 5-6 лет
Количество детей: 10
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: книга «Большая Советская Энциклопедия», мультимедиа (презентация «Всё о соли знать хотим», сундучок, мешочки с солью (по количеству детей, соль, стаканы пластиковые, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, тарелочки, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, салфетки, картон чёрного цвета, лупы.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
1. Вводная часть. (Мотивационно-побудительный этап)
Воспитатель:
Ребята, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла –
Только в группу я вошла,
Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям группы «Солнечные лучики». Лунтик.».
Воситатель открывают шкатулку, достаёт мешочки, раздаёт детям. Дети щупают его, мнут в руках.
Воспитатель: Как вы думаете, что может находится в мешочках (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда узнаем, что в наших мешочках?
Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:
«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику?
Ответы детей.
2. Основная часть. (Организационно-поисковый этап).
Воспитатель: А, что – бы помочь Лунтику, я предлагаю стать исследователями и узнать все о соли.
Ответы детей.
Воспитатель: – Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
Дети: – Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т. д.
Воспитатель: – Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (показ слайда «Прочитать в книге»).
Дети: – Прочитать в книге.
Воспитатель: – В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети: – В энциклопедии.
Воспитатель: – Зачитывает из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.
Воспитатель: – Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Тогда садитесь по удобнее, слушайте внимательно и смотрите.
Воспитатель показывает слайд «Посмотреть ТВ»
Просмотр отрывка из телепередачи «Галелео», о том, где и как добывают соль?
Воспитатель: – Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показ слайдов).
Воспитатель: – А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
Соли в речку брошу я -
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли нам найти?
Воспитатель: – А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Показывает слайд «Провести опыты»).
Дети: проводить опыты с солью.
Воспитатель предлагает детям надеть шапочки, нарукавники исследователей.
Воспитатель: В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:
– на столах ничего не трогать без разрешения;
– соблюдать тишину, не мешать другим;
– бережно обращаться с оборудованием;
– сначала посмотри, а потом повтори;
– выполнил и положил на место.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
– не трогать руками глаза;
– если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
ОПЫТЫ
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Перед вами стаканчики с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха).
Вывод: Соль белого цвета, без запаха.
2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Пододвиньте к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Вывод: Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
3 опыт: «Из чего состоит соль?».
Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).
Вывод: соль состоит из кристаллов, крупинок.
4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А соль исчезла? (Нет, соль растворилась). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).
Вывод: Соль в воде растворяется и становится вода на вкус солёной.
5 опыт: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да).
Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы с вами провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Воспитатель: – Скажите мне исследователи, у кого мы можем узнать еще что-нибудь о соли? (Воспитатель показывает слайд «Спросить у взрослого»).
Дети: Спросить у взрослых.
Игра «Специальный корреспондент»
(Ребёнок в роли корреспондента берёт интервью у взрослых, а взрослые делятся своими знаниями о применении соли).
3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап).
Воспитатель: – Ребята, чем мы сегодня занимались?
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).
– Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?
– Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?
– А трудно было проводить самостоятельно опыты?
– Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?
Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность Лунтик передал вам вот такие медали. Молодцы!