Ольга Данилова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Насекомые луга»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 51 ОАО «РЖД»
по познавательно - исследовательской деятельности
в старшей группе
Тема: "Насекомые луга"
Провела воспитатель
старшей группы Данилова О. В.
Количество детей: 8
Место проведения: групповая комната
Дата проведения:15.05.19
г. Рыбное, 2019 г.
Цель: закрепить знания детей о экосистеме луга.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему „Насекомые луга“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Задачи.
Образовательные:
знакомить детей с насекомыми луга;
познакомить с существенными признаками насекомых, развивать умение делать выводы, устанавливать причинно — следственные связи между природными объектами;
закрепить умение детей использовать в своём творчестве нетрадиционные техники рисования;
Развивающие:
развивать интерес к насекомым, желание узнать о них интересную информацию ;
развивать представление о многообразии насекомых луга;
упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста;
обогащать и активизировать словарь детей;
развивать чувство композиции и цвета;
способствовать развитию детского творчества при выполнении работы.
Воспитательные:
воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство;
воспитывать у детей основы экологической культуры;
воспитывать аккуратность при работе с красками;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.
Словарная работа:
насекомые, маскируются, убегают, улетают, хищники, насечки, длинноногий, пёстрокрылый, многоногий, длиннокрылый.
Материалы:
ширма;
картинки насекомые;
веер;
зелёный пластик;
доска магнитная;
два стола;
тонированный ватманский лист;
влажные салфетки;
ватные палочки;
вилки одноразовые;
пробки;
стаканчики;
салфетки на столы;
гуашь жёлтого, красного, синего, белого цвета;
салфетки бумажные;
ведро.
Предварительная работа:
познавательные беседы о насекомых;
чтение художественной и познавательной литературы о насекомых;
загадывание загадок;
наблюдения за насекомыми в весенний период;
беседы о насекомых;
прослушивание музыкальных произведений по теме;
рассматривание иллюстраций.
Ход.
Вводная часть.
Дети входят в группу. Педагог обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я хочу вам предложить отправиться на весенний луг. Хотите? Вот перед нами тропинка, которая приведёт нас к лугу. Пойдёмте!
Дети подходят к импровизированному лугу.
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Летают бабочки, шмели,
Ползут с травинкой муравьи.
Вот стрекоза летит вперёд
С цветка порхая на цветок.
Прыгун кузнечик целый день
Под травкой ищет свою тень.
Ползёт букашка на листок.
Какой чудесный наш лужок!
Педагог предлагает им пройти на лужок и расположиться на нём.
Дети подходят к ширме «лугу», садятся на ковёр, звучит музыка.
Мотивация.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что на лугу насекомых нет. Куда — то пропали все насекомые, давайте пойдём их искать. Путь предстоит у нас трудный, нужно выполнить много заданий.
Основная часть.
Дидактическая игра на интерактивной доске «Найди звук».
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, а вот и первое наше с вами испытание. На доске вы видите насекомых. Вам нужно найти и назвать тех насекомых в названии которых есть звук «з».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь нужно убрать всех лишних насекомых. Вам нужно нажать на поверхность доски и лишние насекомые исчезнут.
Воспитатель: Ну что ж, молодцы! Давайте продолжим свой путь.
Дети с воспитателем подходят к центрам.
Воспитатель: А сейчас, нам нужно разделиться на две команды по четыре человека. В каждом центре для вас приготовлены игры о насекомых. Выберите карточки с изображением центра в котором вы будете работать.
Дети вытягивают карточки с изображением центра.
Воспитатель: Каждая команда подойдите к своему центру, ничего не трогаем, слушаем мою инструкцию. Сейчас я вам объясню задания, которые вы будете выполнять.
В познавательном центре : вам нужно разделить насекомых на подгруппы : летают, прыгают, ползают и закрепить их на доске, каждую под своим символом. Обратите внимание на символы. Будьте внимательны.
В речевом центре: другая команда, вам нужно выбрать те картинки на которых изображены насекомые, являющиеся хищниками, и положить отдельно.
Воспитатель: Задания всем понятно? Как услышите звук колокольчика вам нужно построиться около своих центров. Приступаем.
Звук колокольчика. Дети заканчивают работу.
Воспитатель: Сейчас, ребята, с познавательного центра подойдите в речевой центр. Расскажите нам что вы делали?
Дети рассказывают своё задание.
Воспитатель: Молодцы, справились ещё с одним заданием.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Какой?»
Если у кузнечика длинные ноги, он какой?- длиноногий.
Если у бабочки пёстрые крылья, то она какая? – пёстрокрылая.
Если у стрекозы длинные крылья, она?- длиннокрылая.
Если у гусеницы много ног, то она?- многоногая
Теперь переходим в познавательный центр. Расскажите какие насекомые прыгают, летают, ползают. Почему вы не наклеили паука? А почему насекомых называют насекомыми (у них есть насечки).
Воспитатель: Я вам предлагаю отдохнуть.
Физкультурная минутка.
Координация речи с движением «Гусеница»
Этот странный дом без окон медленные повороты вокруг себя
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, вращение руками
Дремлет гусеница в нём. Ладони под правой щекой
Спит без просыпа всю зиму. Ладони под левой щекой
Но зима проходит мимо — взмахи руками вверх
Март, апрель, капель, весна. хлопки руками на каждое слово
Просыпайся, соня — сонюшка! Потягиваются
Под весенним ярким солнышком рисуют руками солнышко
Гусенице не до сна. Грозят пальцем
Стала бабочкой она! Бег по кругу машут руками как крыльями.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами попали в научную лабораторию.
И сейчас мы с вами узнаем, как многие насекомые защищаются от хищников. Что они делают?
Дети: Маскируются, убегают, улетают.
Воспитатель: Правильно, ребята. Многие насекомые маскируются и эта способность по -научному называется МИМИКРИЯ.
Сейчас мы это проверим. Пройдем в нашу лабораторию и проведём опыт. Возьмём зелёный лист бумаги и кузнечика, положим кузнечика на зелёный лист. Посмотрите, мы сейчас видим кузнечика?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь возьмём зелёный пластик и накроем нашего кузнечика. Мы сейчас видим кузнечика?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что он сделал?
Дети: Замаскировался.
Воспитатель: Вот так маскируются многие насекомые от хищников.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания. Давайте возвращаться на наш лужок.
Дети вместе с воспитателем возвращаются на луг.
Воспитатель: Что же случилось с лугом? Почему все насекомые разлетелись? Давайте узнаем.
Отодвигаем ширму и видим, луг завален мусором. Собираем мусор в ведро. Помогаем очистить луг.
Воспитатель: Ребята, мы с вами помогли очистить луг, но он без цветов. А насекомым нужны цветы. Для чего?
Дети: Собирать пыльцу, прятаться.
Воспитатель: Как же нам вернуть цветы на луг?
Предположения детей.
Воспитатель: Да всё это можно сделать. Но я хочу вам предложить один необычный способ. Цветы можно нарисовать. Мусор который мы с вами собрали с луга нам в этом поможет. Мы этим мусором можем нарисовать цветочки на нашем лугу. Давайте пройдем к столу.
На столе лежит тонированный зелёным цветом ватманский лист. Дети встают с четырёх сторон около стола.
Воспитатель: Прежде чем нам приступить к работе, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику и разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела делают маховые движения кистями рук
А за нею шмель — шмелёк
И весёлый мотылёк
Два жука и стрекоза, загибают пальцы начиная с большого.
Как фонарики глаза. Делают кружки из пальцев, подносят к глазам
Пожужжали, полетали машут ладошками
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
Воспитатель: А теперь мы с вами приступим к работе. Выберите материал которым вы будете рисовать. Кто — то будет рисовать мятой бумагой, кто — то ватными, а кто — то вилками.
Дети выбирают материал по желанию и начинают рисовать цветы нетрадиционными способами : вилками, мятой бумагой, ватными палочками. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Какой красивый луг у нас получился. Мы все молодцы!
Смотрите вот и наши насекомые вернулись. А сейчас, давайте, посадим наших насекомых на лужок и полюбуемся ими.
Дети на оживший лужок «заселяют» насекомых.
Воспитатель: Посмотрите, а кто же у нас живёт на лугу? И почему наши насекомые покинули свой дом?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь мы вернёмся на луг.
Дети с воспитателем возвращаются на луг.
Рефлексия.
Воспитатель: Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Дышите ровно и спокойно. Мы на лугу. Дует тёплый ветерок. Светит солнышко. Мы сидим на мягкой зелёной траве. Летают стрекозы, порхают с цветка на цветок бабочки. Гудят пчёлы и шмели, стрекочет кузнечик. Вспомните, где вы сегодня были, что видели,чем занимались.
Звучит тихая музыка «Звуки природы: на лугу».
Воспитатель подходит к детям по очереди и обмахивает их веером и дети рассказывают, что им запомнилось.
Воспитатель: Ну что, на этом наше путешествие закончилось и нам надо возвращаться в группу.
Определение перспективы на получение знаний.
А за то, что вы помогли насекомым, и очистили их дом от мусора и вернули их домой, они подарили нам книгу о жизни насекомых. Прочитав её мы узнаем много интересного из жизни насекомых.
Воспитатель показывает детям книгу о насекомых.