Олеся Богданова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Опыты с бумагой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
«Опыты с бумагой»
Цель: Расширение, закрепление знаний и представлений о бумаге и её свойствах, умение определять их в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Опыты с бумагой“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги, её видах, знакомить с некоторыми фактами из истории возникновения бумаги. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты, обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивающие:
Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя развёрнутое речевое высказывание, умение отвечать на вопросы.
Активизировать в речи слова и выражения: бумага мнётся, рвётся, намокает, горит, её можно разрезать, на ней можно рисовать; бумага бывает разных видов : альбомная, тетрадная, переводная, крашеная, обёрточная, впитывающая, бумага для печати.
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение внимательно слушать и дополнять своего товарища.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему, в частности, к предметам, сделанным из бумаги (тетради, книги, бережное отношение к природе (вторичная переработка бумаги).
Материал:
бумага, картон, ножницы, вода, полоски бумаги, посылка с предметами из бумаги, плакат «Виды бумаги», плакат «На чём раньше писали», плакат «Изготовление бумаги», картинки «Свойства бумаги».
Раздаточный материал:
Набор образцов бумаги (салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, бумага «Снегурочка», коробка, картон, машинки игрушечные, деревянные кубики, карандаши простые, цветные.
Ход ООД:
1. Организационный момент (детям предложено на ковре построиться в круг)
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостями поприветствуйте гостей.
Появляется почтальон с посылкой
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Я доставил вам посылку. Проверим, правильный ли адрес на посылке. Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия) Посёлок? (Белая Берёзка) Улица и строение? (Калинина, 9) Название детского сада? («Родничок») А группа какая у вас? (Подготовительная №1) Всё верно. Указан адрес: Россия, п. Белая Берёзка, ул. Калинина 9, д/с «Родничок», ребятам подготовительной группы №1. Эта посылка вам!
Воспитатель: В посылке загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
Воспитатель открывает посылку, выкладывает на стол предметы из бумаги : коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей) Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите на чем в древние времена люди писали, рисовали (камни, дощечки, папирус)
Воспитатель: В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (показ иллюстраций, это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (показ иллюстраций) стали писать на берёзовой коре (бересте) (показ иллюстраций).
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу. Где впервые изобрели бумагу? (В Китае)
Воспитатель: А из чего же делают бумагу? Кто помнит? ( ответы детей: из древесины различных деревьев, из некоторых растений, из старой бумаги - макулатуры).
Воспитатель: Какие виды бумаги вы знаете?
Демонстрация плаката «Виды бумаги» (оформлен на ватмане).
Воспитатель: А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (ответы детей)
Игра «Бывает-не бывает»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги - вы хлопаете в ладоши. Если нет - топаете. Будьте внимательны! ( слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)
Воспитатель: Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать какие? Для этого мы с вами станем исследователями. А вы знаете кто такие исследователи? (Это люди которые изучают какие-либо свойства предметов, явлений) Мы с вами проведем несколько опытов и научимся исследовать свойства бумаги. Занимайте места за столами. На доске картинки на которых показаны свойства бумаги. Картинки мы будем открывать по мере того, как будем исследовать эти свойства.
Если вы будете внимательными, будете помогать друг другу, рассуждать, отвечать полными ответами, не будете перебивать друг друга, то мы сможем сделать очень много интересных опытов. Вы будете получать фишки за правильные ответы и будете сами себя оценивать. А в конце занятия подсчитаем фишки и узнаем кто лучший исследователь. Хочу ещё сказать я, могу добавить фишку за правильный, полный ответ, если вы сможете выручить товарища. Ну что, вы готовы?
Опыты с бумагой.
Опыт 1.(сминаемость)
Воспитатель: Давайте попробуем узнать, можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую труднее? (ответы детей). Какой можно сделать вывод?
Вывод: Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Ребёнок ответивший правильно, полным ответом открывает картинку №1, берёт фишку.
А можно ли бумагу мять просто так? Исходя из ваших слов, какой ещё можно сделать вывод - не стоит мять бумагу, чтобы она нам долго служила, нужно ее беречь так как тетради альбомы нам нужны для работы в них.
Опыт 2.(издаёт звук)
Воспитатель: Возьмём кусочки бумаги и будем выполнять
движения «Стирка белья». Что услышали? (Бумага шуршит, скрипит.)
Вывод: Значит, она может издавать звуки.
Ребёнок ответивший правильно, полным ответом открывает картинку №2, берёт фишку.
Опыт 3.(гибкость)
Воспитатель: Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас? (ответы детей). Какой можно сделать вывод?
Вывод: Бумага гнется.
Ребёнок ответивший правильно, полным ответом открывает картинку №3, берёт фишку.
Опыт 4.(плотность-рвётся)
Воспитатель: Давайте проверим, можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать - плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод.
Вывод: Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
Ребёнок ответивший правильно, полным ответом открывает картинку №4, берёт фишку.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем.
Опыт 5.(намокаемость)
Воспитатель: А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод?
Вывод: Бумага намокает.
Ребёнок ответивший правильно, полным ответом открывает картинку №5, берёт фишку.
Опыт 6.(горючесть)
Открываю картинку №6.
Воспитатель: Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар.
Вывод: Бумага горит.
Опыт 7. (рекордный вес)
Воспитатель: Поставьте перед собой два кубика на расстоянии, на них положить лист бумаги. Предложить поставить чашку на лист бумаги. А потом сложить бумагу гармошкой и поставить чашку снова.
Вывод: Бумага, сложенная гармошкой не прогибается.
Ребёнок ответивший правильно, полным ответом открывает картинку №7, берёт фишку.
Опыт 8. (впитываемость)
Воспитатель: Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ). Да, мы видим на бумаге жирный след.
Вывод: На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.
Ребёнок ответивший правильно, полным ответом открывает картинку №8, берёт фишку.
Воспитатель: Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т. д)
Воспитатель: А нужно ли бумагу беречь? Почему?
Подсчёт фишек. Вручение медалей «Лучший исследователь».