Ирина Дмитриева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Три состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательская деятельность старшая группа
«Три состояния воды».
Программное содержание:
1. Формировать у детей знания о свойствах воды на основе опытов (без запаха, без вкуса, прозрачная); углубить представления о трех состояниях воды в зависимости от температуры воздуха;
2. Формировать реалистические представления о явлениях неживой природы, о причинах их возникновения, о связи между ними.
3. Развивать мышление, воображение, умение рассуждать и делать выводы.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
4. Воспитывать любознательность, внимание, бережное отношение к воде.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, льдом, кипением чайника; беседа о пользе воды, бережном отношении к ней.
Демонстрационный материал: плакат «Состояния воды».
Раздаточный материал: одноразовые стаканы на каждого ребенка, лед, молоко, рафинад, зеркало, термос с горячей водой, ложечки на каждого ребенка, одноразовые тарелочки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Я, твой друг и ты мой друг.
Вместе встали мы все в круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо.
Вы хотите узнать от кого оно?
Здравствуйте ребята, пишут Вам ученые сказочной лаборатории - фиксики. Мы хотим поручить вам очень важное для нас задание. Исследовать воду в трех ее состояниях. Надеемся, что Вам будет очень интересно и вы без труда справитесь с этим заданием.
Ребята, кто же нам писал?
Ну, что, выполним просьбу фиксиков?
Ребята, а исследования у нас проводят кто? ученые. А вы хотите стать учеными?
Сегодня мы с вами будем настоящими учеными - исследователями. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Правильно, но для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Итак, начнем наши опыты.
ОПЫТ №1. Текучесть.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и медленно перелейте воду в пустой стакан. Что происходит с водой?
Дети: Она льется, течет.
Воспитатель: Правильно.
Вывод: Вода - это жидкость, она течет.
ОПЫТ №2. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? Как мы можем узнать об этом?
Дети: Понюхать (берут стакан и нюхают).
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №3. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? У воды есть вкус?
Дети: Вода безвкусная
Воспитатель: А теперь в воду положите кусочек сахара, помешайте ложечкой. Попробуйте, какая стала вода?
Дети: Сладкая
Воспитатель: А если мы в воду насыплем соль, как вы думаете, какая станет вода?
Дети: Соленая.
Вывод: Вода безвкусная, она приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим.
Опыт№4. Вода не имеет цвета.
Воспитатель: У вас на столе стоит стакан с молоком, положите в него трубочку. Вы ее видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Положите в стакан с водой трубочку посмотрите, что вы видите там?
Дети: Видно трубочку.
Воспитатель: О чем это говорит?
Дети: Вода бесцветная и прозрачная.
Вывод: Вода бесцветная и прозрачная
Общий вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на тарелочках?
Дети: Лед.
Воспитатель: Возьмите его в руку, какой он?
Дети: Лёд холодный.
Воспитатель: А теперь попробуйте согнуть кусочек льда, постучать по нему. Какой он?
Дети: Лёд твердый.
Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? Дети: Можно поскользнуться и упасть.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лёд скользкий.
Воспитатель: Проведите пальчиком, скользит.
Почему наши ладони стали мокрыми? Дети: Лёд растаял в тепле.
Воспитатель: Значит, когда лед мы нагреваем, то получаем воду. А как из воды сделать лед?
Дети: Поставить в холодильник.
Воспитатель: Значит, что такое лёд?
Дети: Это застывшая вода.
Вывод: Вода может быть в твердом состоянии.
Воспитатель: Кладем лед на тарелочки, вытираем руки салфеткой. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка
Чтобы голова не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево – вправо)
Наклоняемся легко, достаем руками пол. (Наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся)
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар».
Воспитатель: Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть еще чем? паром. Этот опыт нужно обязательно проводить со взрослыми. Как вы думаете почему? Правильно. (потому что там кипяток и можно обжечься). Если я открою термос, что мы видим?
Дети: Выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите?
Дети: Пар превращается в капельки воды.
Вывод: Пар - это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?
Дети: Паром, льдом, жидкостью.
Игра «Лед – пар - вода».
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
- Лед растает, и тогда будет из него… (вода) - дети «плавают».
- Если сильный-сильный жар, из водички будет… (пар) - дети изображают пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф).
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в (водицу)- дети «плавают».
- Если холод вдруг придет из водицы будет… (лед) - дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Итог
Воспитатель: Сегодня мы с вами выполнили поручение фиксиков и показали, что вода может быть в трех состояниях. В каких?
Дети: В жидком, твёрдом, парообразном.
Воспитатель: Она обладает многими свойствами. Какими?
Дети: Прозрачная, нет запаха, нет вкуса.
Воспитатель: Правильно.
Рефлексия
Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы!