Татьяна Севрук
«Волшебная капелька». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
в рамках проведения «Дня семьи»
Подготовила: Севрук Т. Н., воспитатель
Цель: вызвать у детей интерес в исследовательской деятельности по изучению свойств воды.
Задачи:
Обучающие
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воды – жидкая, бесцветная, не имеет вкуса, окрашивается в любой цвет.
• Активизировать и обогащать словарь детей - прозрачная, бесцветная, безвкусная вода.
Развивающие
• Развивать у детей навыки проведения первых опытов.
Публикация «„Волшебная капелька“, Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать речь, мышление, кругозор, уметь рассказывать о значении воды для всего живого.
Воспитательные
• Формировать у детей умение работать в коллективе.
• Воспитывать доброжелательность, бережное и экономное отношение к воде.
Оборудование:
Демонстрационный материал: рисунок с капелькой воды, карточки с нарисованными картинками: ручей, окно, кисточка с краской, лимон. Магнитная доска, магниты.
Раздаточный материал: прозрачные стаканчики по 3 шт. на каждого ребёнка и взрослого, камешки разной величины, кисточки, краски синего и жёлтого цвета, порезанный на дольки лимон, сахар кусочками, флажки красного, синего и жёлтого цвета.
Предварительная работа: дидактическая игра «Кто живёт в воде?», беседа на тему «Кому нужна вода?», разучивание потешки «Водичка – водичка», наблюдение за дождем, лужами после дождя.
Занятие подгрупповое с активным участием родителей.
Предполагаемый результат
У детей появился интерес в исследовательской деятельности по изучению свойств воды. Познакомились с некоторыми свойствами воды – жидкая, бесцветная, прозрачная не имеет вкуса, окрашивается в любой цвет. Ребята научились рассказывать о значении воды для всего живого. Сформировалось бережное и экономное отношение к воде.
Ход занятия.
Дети играют, звонит колокольчик, воспитатель обращает внимание ребят на гостей.
Воспитатель: ребята, поздороваемся с гостями.
Дети здороваются, садятся на ковёр.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мой рисунок, как вы думаете, что здесь нарисовано?
Дети: это похоже на капельку дождя.
Воспитатель: верно, это капелька дождя – это вода и сегодня мы с вами узнаем много интересного о воде. Как вы думаете, для чего нужна вода?
Предполагаемый ответ детей: Чтобы пить воду, купаться, мыть руки, готовить еду, стирать, мыть посуду.
Воспитатель: значит, вода нужна человеку. А кому, ещё нужна вода?
Предполагаемые ответы детей: вода нужна животным, чтобы пить, купаться, птицам пить водичку, растения не смогут жить без воды. Рыбы, крокодилы, дельфины живут в воде.
Воспитатель: ребята, вы всё правильно рассказали. Сейчас я вам открою секрет, вы знаете, что вода волшебная и с ней можно играть, проводить фокусы и опыты. Вам хочется поиграть с водой?
Ответ детей.
Воспитатель: Приглашаю вас, ребята, и родителей пройти к столам с красным флажком.
Дети проходят к столам с красным флажком.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас на столах?
Дети: на столе стоят стаканчики с водой и пустые стаканчики.
Воспитатель: возьмите в одну руку стаканчик с водой, а в другую – пустой стаканчик. Предлагаю аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. И наши родители выполняют задание вместе с нами.
Дети и родители берут один стаканчик с водой и стаканчик пустой, переливают воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: ребята, вода льётся?
Дети: вода льётся.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: потому что вода жидкая.
Если дети затрудняются ответить, помогают родители.
Воспитатель: правильно, ребята, мы с вами можем сделать вывод, что вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. К нашему выводу прилагаем картинку с нарисованным ручейком, которую мы крепим на доску.
Родитель магнитом крепит картинку на магнитную доску.
Опыт № 2 «Вода – бесцветная»
Воспитатель: скажите, пожалуйста, какого цвета вода?
Дети и родители: вода бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: у нас на столах лежат разные камешки. С их помощью мы можем убедиться в прозрачности воды?
Дети и родители: можем, надо бросить камешки в воду.
Воспитатель: предлагаю положить в стаканчик с водой камешек.
Дети и родители кладут камешки в свои стаканчики с водой.
Воспитатель: всем видно камешек?
Ответы детей и родителей.
Воспитатель: как красиво у вас получилось, какой мы можем сделать вывод?
Предполагаемый ответ: вода бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: и у меня следующая картинка.
Воспитатель показывает картинку с окном.
Воспитатель: вы удивлены, почему окно, потому что стёкла у окна тоже прозрачные. И эту картинку крепим на доску.
Ребята, а у меня баночка тоже с водой. В баночке вода, какая?
Дети: вода бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: а теперь у меня для вас фокус, закрываю баночку крышкой, и мне нужна ваша помощь, но прежде сделайте два шага назад. А теперь все вместе хлопнем в ладоши, попрыгаем, подуем на баночку, и ещё раз попрыгаем. И вот чудо вода в баночке стала, какого цвета?
Воспитатель закрывает баночку крышкой, на которой намазана красная краска, прыгает вместе с детьми.
Дети: Красного.
Воспитатель: а вы хотите стать фокусниками? Тогда отправляемся к столам с синим флажком.
Дети и родители проходят к столам с синим флажком.
Опыт № 3 «На определение цвета воды»
Воспитатель: У каждого из вас есть стаканчик с водой, кисточка и гуашевая краска. Наберите на кисточку краску, опустите её в стаканчик с прозрачной водой, размешайте.
На столах две гуашевые краски – синяя и жёлтая. Дети и взрослые набирают на кисточку любую краску, размешивают в стаканчике с водой и называют цвет, который получился.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: вода стала синей. Вода стала жёлтой.
Воспитатель: правильно, вода изменила цвет, приобрела цвет краски. У кого-то она стала синей, у кого-то жёлтой. Вывод этого опыта нам расскажет Екатерина Евгеньевна.
Екатерина Евгеньевна: мы с вами узнали, что вода может менять цвет с помощью краски.
Воспитатель: правильно и может менять цвет с помощью любого вещества. Предлагаю, набрать на кисточку другую краску и размешать в стаканчике. Какой цвет у вас получился?
Дети и родители: в моём стаканчике зелёный цвет.
Дети удивляются превращением зелёного цвета в стаканчике.
Воспитатель: ребята и ваши родители, да вы просто фокусники! Я тоже рада вашим чудесам и приглашаю вас поиграть и немного отдохнуть.
Дети и родители проходят на ковёр.
Физ. Минутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда,
Повернись вокруг себя.
Опыт № 4 «На определение вкуса воды»
Воспитатель: и перед нами столы с жёлтым флажком. Здесь мы с вами узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите стаканы с чистой, прозрачной водой и опустите в неё трубочку. Попробуйте, есть ли вкус у воды?
Дети и родители с трубочкой пьют воду.
Дети и родители: у воды нет вкуса.
Воспитатель: интересно, какая по вкусу будет вода, если в неё положить дольки лимона?
Дети: надо взять лимон и попробывать на вкус.
Воспитатель: возьмите одну дольку лимона, положите в свой стаканчик, размешайте трубочкой и попробуйте воду. Какая стала вода?
Дети и родители: вода стала кислая.
Воспитатель: правильно, вода стала кислая. А вода, без лимона какая была?
Дети: вода была безвкусная.
Воспитатель: а ещё у меня для вас есть кусочки сахара, положите себе в стаканчик с лимоном, размешайте трубочкой и пейте на здоровье. Какая стала вода?
Дети и родители: вода стала вкусная, сладкая и немного кислая.
Воспитатель: Тогда мы с родителями сделаем вывод.
Родитель: вода безвкусная, а если в неё добавить какое-либо вещество, то она приобретает вкус этого вещества.
Воспитатель: и у нас следующая картина – лимон.
Картинка с нарисованным лимоном крепится на доску.
Релаксация.
Воспитатель: ребята, вижу по вашим лицам, что получился у вас вкусный напиток, допивайте и приглашаю всех пройти на ковёр. Вам понравилось играть с водой? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают свои впечатления об опытах.
Воспитатель: ну вот и пришло время поблагодарить ваших родителей, что нашли время для нас. До свидания, до вечера.
Дети обнимают родителей, провожают до раздевальной комнаты и играют в свои игры.