Александрова Татьяна Евгеньевна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у Опыта Опытовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять с детьми знания об окружающем мире, свойствах предметов и веществ.
Развивающие:
- развивать познавательную способность, любознательность, воображение, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действие с действиями товарищей.
Оборудование для заданий:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „В гостях у Опыта Опытовича“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5 шкатулок, акварельные краски, молоко, моющее средство, ватные палочки, гуашь, вода, бумажные цветы, растительное масло, шипучая таблетка, виноград, газ. вода, стаканчики, бутылочки, картинки с правилами поведения в лаборатории, медали, халаты, шапочки.
Ход занятия:
Воспитатель: - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)
- Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ.
- Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?
Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.
- Что вы еще знаете о воде?
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы.
Воспитатель: - А, что вы знаете о воздухе и его свойствах?
Дети : воздух прозрачный, не имеет цвета, не имеет запаха, вкуса, формы.
(Воспитатель предлагает детям просмотр презентации на тему «Воздух и вода в жизни человека». На экране появляется профессор Опыт Опытович и обращается к детям. Видеописьмо.).
О. О. : «Здравствуйте, дорогие ребята. Я -профессор Опыт Опытович. Я целый день тружусь в лаборатории. Я слышал, что вы хоть и маленькие, но уже многое знаете и умеете. У меня возникли некоторые проблемы, мне нужно срочно провести ряд научных исследований, но мои помощники заболели, а меня пригласили на научную конференцию. Не могли бы вы мне помочь.
Я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес» стать моими помощниками.
Но знайте, что путь ко мне долгий, и чтобы вам быстрей добраться
вам поможет волшебный клубок. для этого вам нужно произнести заветные слова : «Раз,два,три-нам дорогу покажи!».Но это еще не все, чтобы пройти в лабораторию вам нужно будет выполнить задания, которые вы найдете в конверте на столе. Желаю вам удачи и жду вас в своей лаборатории. До встречи!»
Воспитатель ; Ребята, вот волшебный клубок, который покажет нам дорогу в лабораторию. Давайте скажем заветные слова ; «Раз, два, три – нам дорогу покажи!».
Ребята, а вот и конверт с заданием, давайте его откроем. (открывают конверт).
Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, пипетка, микроскоп, термометр).
-Ребята,а для чего нужны все эти предметы? А где проводят опыты (ответы детей).
Задание 2. Вспомните правила поведения в лаборатории.
Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить,в лабораторию заходят в специальной одежде.
Детей встречает Опыт Опытович – человек в образе учёного, в белом халате, в очках и предлагает стать участниками в исследовательской программы.
Опыт Опытович (далее – ОО) :
Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Меня зовут Опыт Опытович, и я рад видеть вас в этой лаборатории. Вы готовы? Это у меня исследовательская книга.
Сейчас открою (ищет в карманах ключ). Ай, моя садовая голова, я этот ключ убрал в шкатулку и забыл в какую. Чтобы открыть шкатулку нужно провести опыт.
Опыт № 1. «Акварельные краски + свеча»
Нужно закрасить любой краской лист бумаги. Готовы? Что видим? (цифра 3). Почему на цифру краска не легла?
Вывод : Потому что цифра нарисована воском. Акварельные краски не окрашивают цифру, написанную воском.
О. О. Какую шкатулку открываем?
Дети : С цифрой «3».
О. О : А вот и ключ к познаниям. Ошибочка, не подходит. Нам нужен другой ключ. Не подходит ключик, дети? Что ж неудача. Неудачи бывают и у нас, настоящих учёных. Но мы не сдаёмся. А продолжаем искать нужный результат. Был такой учёный Томас Эдисон (показываем его портрет). 99 раз он проводил опыты, и только на 100-й раз у него получилось то, к чему он стремился. Лампочка, которой все мы вместе с вами пользуемся. Лампочка, которая самую тёмную ночь превращает в светлый день.
Опыт № 2. «Салют в молоке» .
О. О: Ребята, а вы любите молоко?
Дети : Да.
О. О: Ребята, а вы когда- нибудь видели как молоко танцует?
Коллеги, я вам предлагаю провести опыт с молоком, и тогда молоко оживет! .
- Вы готовы?
(Дети наливают в тарелку молоко, добавляют несколько капель разного красителя и в самый центр рисунка добавляют каплю моющего средства)
—Ура! У нас получился салют в молоке!
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение, поэтому пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.
О. О : Мы справились! А где же наша подсказка? (О. О. Ищет и находит подсказку под стулом. Дети открывают шкатулку под номером «4». Получают ключ и записку со следующим заданием).
Опыт № 3. «Цветущая лилия
Я, Опыт Опытович, предлагаю вам опыт с бумажными цветами. Как вы думаете, что произойдет с цветком, если мы опустим его в воду? (Ответы детей).Опустите их на поверхность воды и наблюдайте. Что вы видите (Наши цветы превращаются в прекрасные распустившиеся лилии в серединке). Почему это произошло?
Вывод: Бумага имеет свойство – промокать, она промокла и нити бумажные намокли, натянулись и выпрямились. В сердцевине цветка цифра «5». (Дети открывают шкатулку «5»,
Физкультминутка.
О. О: Я смотрю: учёные устали немного. Давайте отдохнём, проведём физкультминутку, выполним упражнения для наших спинок, для наших позвоночников.
Звучит фонограмма песни дети выполняют движения в соответствии со словами песни.
О. О. Вот так, упражнения мы сделали. Физкультминутку провели. А теперь, мои внимательные учёные, скажите мне, пожалуйста, сколько опытов мы провели?
Дети: 3
О. О: Под каким номером у нас будет следующий опыт? Правильно, опыт № 4. Молодцы! Настоящие учёные!
Опыт № 4. : «Волшебный стакан». Ну что, уважаемые коллеги, я предлагаю провести наиинтереснейший опыт под названием «Волшебный стакан»
О. О: Ребята, как вы думаете, если в воду добавить подсолнечное масло, что произойдет?
Ответы детей: масло останется на поверхности.
О. О : А почему?
Вывод : Потому что вода тяжелее масла!.
О. О : Давайте проверим!
В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема.
Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой
Наливаем растительное масло. И удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. А теперь, я покажу вам самое интересное. В стакан бросаем любую шипучую таблетку. Хотите узнать почему мы видим такую красоту? Когда таблетка смешивается с водой, образуются пузырьки, они начинают подниматься на поверхность и перемешивать воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.
О. О: А где же наша подсказка? (ОО ищет и находит под крышкой баночки с подсолнечным маслом.) Открываем шкатулку под номером «2», там лежит ключ и следующее задание.
Опыт № 5. «Прыгающий виноград в воде.»
О. О:— Ребята, как заставить виноград прыгать в воде? Давайте нальем воду в стакан и опустим туда несколько виноградинок. Что происходит? (просто плавают). Попробуем взять газированную воду. Дети наливают газированную воду в стакан, опускают виноград.
— Смотрите, волшебство: виноград опускается на дно и поднимается на поверхность.
Вывод : Это происходит потому, что в минеральной воде множество пузырьков воздуха, они-то и поднимают виноград.
О. О: Молодцы, мы справились с заданием. А где же подсказка? (ОО. и дети ищут и находят по столом).
Дети открывают шкатулку под номером «1» и достают последний ключик.
ОО: Дорогие дети! Сколько открытий мы сегодня сделали! Вы теперь можете рассказать о своих опытах мамам и папам, бабушкам и дедушкам, друзьям! Я предлагаю вам закрепить наши знания (дети подходят к столу где лежат смайлики). Ребята вспоминают каждый опыт, выбирают смайлик и прикрепляют к понравившемуся опыту.
ОО: Уважаемые мои коллеги, ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Я хочу сегодня каждому из вас присвоить звание «Юный исследователь» (медали вешает на грудь). И еще, я дарю вам свою книгу, свое сокровище, где собраны все мои опыты.
ОО: Вот и закончилось наше исследование. Но мы не прощаемся. До новых встреч или, как говорят настоящие учёные, до новых открытий!
Воспитатель ; Ребята вам понравилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте скажем заветные слова : «Раз, два, три – нам дорогу покажи!».