Анна Солоткова
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Из чего нам сделать лодку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Из чего нам сделать лодку?»
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей.
Задачи:
– формировать у детей представления о плавучести предметов, о том, что
плавучесть предмета зависит от его тяжести, обогащать сенсорный опыт
детей;
Публикация «Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности „Из чего нам сделать лодку“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Темочки
– побуждать делать вместе с взрослым выводы – обобщения при получении
практических результатов опытов;
– развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
навыки экспериментирования.
– побуждать детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
– обогащать и активизировать словарь детей глаголами (тонет, плавает,
прилагательными (деревянный, металлический, пластмассовый,
, тяжёлый, лёгкий).
– развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и
сверстниками;
– воспитывать умение работать коллективно, умение доводить начатое дело
до конца.
Оборудование: почтовая посылка, письмо; несколько больших ёмкостей с водой; пластмассовые, деревянные, металлические предметы; камешки, фартуки, схемы.
Предварительная работа:
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Дети с воспитателем встают полукругом, лицом к гостям.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Скажем нашим гостям:
– Доброе утро!
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром, когда я пришла в нашу группу, на столе увидела письмо, давайте его прочитаем!
Письмо: Дорогие ребята! Дорогие друзья! Пишет вам профессор Чудаков. Мне поручили очень сложное и ответственное задание: выяснить из чего можно сделать лодку. Я в своей лаборатории уже приготовился к работе, но почувствовал себя плохо, я заболел! Поэтому срочную работу выполнить никак не могу! Помогите мне, пожалуйста! Выясните из чего можно сделать лодку! Ваш профессор Чудаков.
Воспитатель: - Ребята, хотите ли вы помочь? (ответы детей).
Воспитатель: - Замечательно, для того, чтобы выполнить задания нам нужно провести опыты. Обычно опыты проводятся в лаборатории. Сейчас я предлагаю закрыть глаза, чтобы попасть в волшебную лабораторию профессора Чудакова: «1,2,3,4,5 вокруг себя повернись в лаборатории очутись»
Воспитатель:- Ребята, вот мы и в лаборатории. Здесь есть свои правила поведения: в лаборатории нельзя толкаться, нельзя трогать без спроса различные предметы. А что же можно делать в лаборатории? Экспериментировать!
Воспитатель: Прежде чем мы начнем нашу работу, давайте наденем халаты и завернем рукава.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, для нас профессор Чудаков приготовил коробку с разными предметами. Я вижу в коробке бумажную лодку. Наверное, профессор Чудаков ее приготовил, но не успел испытать.
(показывает детям лодку, изготовленную из бумаги).
Воспитатель: Дети, скажите, можно отправиться в плавание на такой лодке? (ответы детей)
Почему нельзя? (ответы детей). Давайте проверим, так ли это.
Давайте опустим лодочку на воду и посмотрим, что с ним произойдет.
(проводят опыт).
Воспитатель: Что произошло с бумажной лодкой? (ответы детей). Она держится на воде и плывет. Давайте оставим ее на воде.
Обращает внимание детей на предметы, лежащие в коробке.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в коробке еще много разных предметов. Может, из них нам построить лодку? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем построить лодку? (ответы детей). Правильно, нужно узнать, какие предметы могут плавать, а какие – тонут.
Прежде чем приступить к следующим опытам, давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глазки стали очень внимательными.
Гимнастика для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, продолжаем работу!
Основная часть
(на столе стоят емкости с водой и предметы, отличающиеся по свойствам).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из каких материалов нельзя построить лодку? (предположения, ответы детей). Давайте поверим!
Опыт №1 «Камень в воде», «Железный предмет в воде», «Пластилин в воде», «Ракушки в воде»
- Возьмите свои камешки в руку. Они тяжёлые или лёгкие?
- Как вы думаете, они утонут, или нет?
– Опустим камушки в воду и понаблюдаем, утонут они или нет.
У всех камушки утонули?
Делаем вывод: камень в воде тонет!
- Возьмите в руки железные предметы.
- Какие они?
- Утонут или поплывут?
- А теперь проверим – опускайте их в воду.
- Что произошло с ними?
Делаем вывод: железо в воде тонет!
Опыт №2 «Деревянный предмет в воде»
- Возьмите деревянные кирпичики в руки.
- Какой он по весу, легче или тяжелее камня?
- Как вы думаете, деревянные кирпичики утонут, или нет?
- Давайте проверим, опускайте их в воду.
Делаем вывод: дерево держится на воде, не тонет!
Воспитатель: Ребята, предметы, которые плавают – легче воды, а предметы, которые тонут – тяжелее.
Свойства некоторых материалов «не тонуть» использовали при изготовлении судов, плотов, кораблей, например… (дерево).
Воспитатель: Ребята, а могут пригодиться предметы, которые тонут в воде? (ответы детей).
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением якоря, уточняет, что это и для чего используют на корабле.
Воспитатель: -Мы провели несколько опытов, пора бы отдохнуть!
Физкультминутка:
Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,
Прыгают как мячики: прыг- скок, прыг- скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха, ха, ха.
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (приседают, руки свободные)
Опыт № 3 «Резиновый предмет в воде»
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, у меня есть два шарика.
Воспитатель берёт шарик надутый и пытается опустить в воду с силой (он выскакивает). Затем опускает второй шарик в воду (шарик без воздуха тонет). Воспитатель показывает детям два шарика.
Воспитатель: Ребята, чем отличаются шарики? (ответы детей).
Вывод: шарик с воздухом не тонет, а без воздуха тонет. Воспитатель: Воздух легче воды и именно воздух не даёт шарику утонуть. Также и резиновая лодка. Если ее наполнить воздухом, она не утонет, и будет прекрасно держаться на воде. (иллюстрация)
Воспитатель показывает детям надувной круг или нарукавники (можно иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое и для чего используется? (ответы детей). Правильно, если вы не умеете плавать, то вы обязательно должны надеть их перед тем, как зайти в воду, также есть спасательные жилеты, но нужно за всем этим следить, если появится маленькая дырочка, то может выйти весь воздух и человек утонет.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите какой красивый голубой шарик у меня есть, он похож нам капельку воды. Давайте с ним поиграем?
Дидактическая игра «Вода – она какая?»
Опыт № 4 «Пластмассовый предмет в воде»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть пластмассовая бутылка с водой, давайте её опустим в воду. Что с ней произошло? Правильно, она утонула. А теперь давайте выльем воду из неё и опять опустим в воду. Что с ней произошло? (ответы детей).
Вывод: бутылка с водой тонет, а пустая, т. е. с воздухом не тонет. Из пластмассы тоже можно изготовить лодку (иллюстрация).
Воспитатель: Давайте вернемся к нашей бумажной лодке. Что с ней произошло? (Она утонула) Можно ли из бумаги сделать лодку? Почему?
Воспитатель:- Ребята, мы с вами провели опыты со всеми предметами, которые были в коробке, теперь давайте разомнемся!
Физкультминутка:
На одной ноге постой – ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру.
«Тонет или плавает»
Если предмет тонет –приседаем. Если плавает поднимаем руки вверх.
Воспитатель:- Ребята, нам пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза, я буду говорить волшебные слова: «1,2,3,4,5 вокруг себя повернись и снова в группе очутись»!
3. Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, какие предметы остались на поверхности воды и не утонули? А какие утонули? Почему? Из каких материалов можно построить лодку?
Рефлексия:
- Ребята, о чем сегодня мы узнали?- Что было трудно? Понравилось ли вам делать опыты? Будем ли еще делать опыты в следующий раз?