светлана назаренко
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Что мы знаем о тканях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Что мы знаем о тканях»
Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей.
Задачи:
1. Дать детям представления о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы „Что мы знаем о тканях“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
2. Расширить знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть);
3. Формировать представления о качестве и свойствах ткани. Показать способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять)., способе ее изготовления, показать связь ее качества с назначением вещи;
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей;
5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.
Материал: Картинки с одеждой, одежда из разных тканей, образцы ткани (хлопка, шерсти, шелка, нитки, кусочки ваты, бинт-марля, емкости с водой, ножницы, магниты, лупа.)
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,
К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Сказка «Сарафан в гостях у рубахи» Ларисы Сергеевой, «Сказка про то, как одежда обиделась» Ирины Гуриной.
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин «Одежда», «Ателье».
Словарная работа: хлопок, шелк.
Ход занятия:
Создание мотивации к занятию
Дети заходят в группу. На столе сундучок с тканями и нитками.
- Что это? Давайте посмотрим.
Постановка проблемной ситуации
- Ребята, вы знаете что это? (Ткань и нитки)
- А что такое ткань? (Полотно из нитей, сделанное на ткацком станке.)
- Из чего она состоит? (Состоит из ниток, которые переплетаются друг с другом.)
-Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ткани)
- А как нам убедиться в том, что ткань состоит из ниток? (дети через лупу рассматривают)
- Вы видите сколько много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее волшебство.
- Кто же их переплел?
- Ткацкий станок – вот кто! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
- Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?
- Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.
– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)
В определенное время их стригут, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи. Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти?
– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок.
- Хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой будто – кусочек ваты! Пускают на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и на солнце сушать и увозят на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.
(Показ иллюстраций)
Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, рубашки, платья, халат, футболки.
- А вот шелковую нить людям прясть не надо – ее прядет гусеница- бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает себя «с головы до ног». Получается шелковый кокон. А люди разматывают кокон (да не один, а много, перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику. (Показ иллюстраций).
- Найдите у себя на столе шелковую ткань, возьмите ее в руки, какая она? (гладкая, мягкая, приятная)
Физкультминутка «Одежда»
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда.
Мы ее не берегли.
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили.
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится.
Мы попрыгаем, покружимся.
-А какие свойства имеет ткань?
Экспериментальная деятельность :
Опыт №1
Ткань и магнит. Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет.
Вывод: ткань не магнитится.
Опыт №2
Согнуть ткань пополам и сравнить, затем разгладить.
Вывод: ткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить.
Опыт №3
Ткань и вода. Намочить ткань.
Вывод: ткань намокает, но не расползается.
Попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия. Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.
Вывод: ткань тяжело рвется
Опыт №4
Ткань и ножницы. Дети предлагают два куска ткани сшить и приклеить.
Вывод: свойства ткани- она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.
Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, на сколько легко работать ножницами.
Вывод: ткань легко режется
Опыт №5
Ткань и огонь. Поджечь ткань и определить свойство горения.
Вывод: ткань хорошо горит.
- Вот видите, как много свойств ткани мы сегодня узнали!
Опыт №6
Опыт 2
Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух
проходит хорошо, а через какие плохо?
А как узнать впитывают ли влагу наши ткани? Сразу догадались, что
работать придется опять с водой.
Ткань и воздух. Продуйте через каждый лоскуток ткани на султанчик. Определите через какую ткань воздух проходит хорошо, а через какую нет плохо
5. Итог
Что мы сегодня делали?
Что нового узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Чем похожи и чем отличаются эти ткани?
Из какой ткани лучше шить летнюю одежду?
Из какой ткани шьют теплые вещи?