САМОХВАЛОВА ЕЛЕНА
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Спасение буквы «Я»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга.
КОНСПЕКТ
занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему :
«Спасение буквы Я»
Составил и провё л воспитатель: Самохвалова Е. В.
Санкт-Петербург
2024г.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Спасение буквы „Я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему :
«Спасение буквы Я»
Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.
Задачи:
Обучающие :
1. Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие.
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;
2. Развивать способности слухового и зрительного анализа.
3. Развивать фонематический слух;
4. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
1. Формировать у детей умения работать в коллективе.
2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Демонстрационный материал: доска «Звукоград» с комплектом магнитных букв, карточки сигнальчики красные, синие, зеленые, карточка-ребус, указка, посылка, письмо, сундучок, раскраски лабиринты.
Раздаточный материал: карточки с изображением букв, сигнальчики, листы в клетку, карандаши.
Предварительная работа: разучивание утреннего приветствия.
Ход занятия:
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
- Ребята, я сегодня обнаружила, что пропала наша любимая книга И. Токмаковай «Аля, Кляксич и буква А». Вместо книги я нашла письмо. Давайте прочитаем, что же на ней написано?
От кого: «От Али и буквы А»
Откуда: «Из города Звукограда»!
Кому: «Ребятам 1 старшей, группы «Непоседы».
- Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда письмо. «Дорогие ребята. Пишет вам Аля и буква А! Кляксич опять хулиганит, спрятал книгу и букву Я, навёл беспорядок в городе Звукограде. Победить Кляксича можно исправив его неправильные поступки. Мы подскажем вам как можно его победить. Воспользуйтесь карточками с подсказками и заданиями.
-Ребята поможем Але и букве А?
-Ответы детей.
-Ребята вы хотите отправиться в город Звукоград.
-Ответы детей.
Попасть туда нам помогут волшебные слова из игры в «Скажи наоборот».
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди детям.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Ребята я буду бросать мяч со словом, вы должны сказать противоположное по смыслу, скажи наоборот.
Холодный – теплый, хрупкий – крепкий, мягкий-твердый, глубокий-мелкий, легкий – тяжелый, длинный – короткий, тонкий- толстый.
Идёт игра.
- Вот это да! Вот мы с вами и оказались в Звукограде. Будем выполнять задания, чтобы найти книгу и букву Я?
-Ответы детей.
Задание1
Кляксич выгнал из своих домиков буквы и звуки. Они забыли где живут и не могут вспомнить кто же они буквы или звуки. Помогите им всё вспомнить и найти свой дом.
1)Дети по наводящим вопросам и опорной карточке дают определение буквы и звука. Называют какие бывают звуки, как их определить и как они обозначаются.
2)Дети прикрепляют на доску «Звукоград» в домики магнитные карточки с буквами в соответствии с их значением. Гласные/ Согласные.
-Ребята вы большие молодцы, справились с этим заданием.
Задание2
Надо собрать разрезные карточки пазлы. Карточки пронумерованы.
Дети делятся на команды и складывают разрезные картинки. Раскладывают их по порядку и получится карточка ребус с зашифрованным словом.
-Ребята и это задание вы выполнили, но догадались ли вы что обозначают эти картинки?
-Это ребус.
-Верно- это ребус с зашифрованным словом и вам его надо разгадать.
-Ребята вы так трудились и теперь пришло время немного отдохнуть.
Задание 3
Карточка ребус (не разрезной экземпляр) воспитатель закрепляет на доске. Дети садятся за столы на которых лежат сигнальчики.
- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтоб разгадать зашифрованное слово.
- Ответы детей. (определить первый звук в слове изображённого на картинке).
Дети совместно определяют первый звук в каждом слове и обозначают его соответствующей буквой. Затем дети при помощи сигнальчиков определяют гласные и согласные звуки. На доске один ребёнок устанавливает соответствующие звуку квадратные карточки (красные, синие, зелёные).
В результате работы дети расшифровали слово ДОМ.
-Ребята давайте определим сколько слогов в слове ДОМ?
Дети произносят слово и хлопают в ладоши.
После этого дети отвечают.
Сколько хлопков, столько и слогов.
-Верно, в слове дом один слог. А как можно себя проверить?
Дети озвучивают ещё один способ определения количества слогов в слове.
- ответы детей (сколько гласных звуков в слове, столько и слогов).
-Вы большие молодцы и расшифровали слово, которое поможет нам найти книгу и букву Я.
-Ребята вам осталось последнее задание и вы найдёте букву Я. У вас на столе находятся распечатки с изображением дома и букв. Вам надо среди всех букв отыскать букву Я.
Дети делают пальчиковую гимнастику: «Я кручу-верчу». Затем выполняют задание.
-Ребята как вы думаете где Кляксич спрятал букву Я и книгу?
-Ответы детей. В доме.
-Давайте проверим.
В группе есть игровой домик и в нём лежит книга и карточка с буквой Я, и раскраски распечатки лабиринта для детей.
-Дети находят книгу и букву Я.
Рефлексия.
Воспитатель спрашивает, что детям больше всего понравилось, в чём были сложности и куда бы они хотели на следующем занятии отправиться.
Вы все молодцы!
Спасибо всем за работу. Воспитатель раздаёт распечатки с лабиринтами.
Ответы детей будут являться отправной точкой для планирования следующего занятия.