Елена Гурская
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Помним, гордимся!» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для старшей группы «Помним, гордимся!»
Цель: Систематизировать знания дошкольников о ВОВ, наглядно познакомить с мемориальным памятником защитникам города-героя Севастополя 35-й батареей, воспитывать глубокое уважение и чувство большой благодарности ко всем, тем, кому так тяжело далась наша ПОБЕДА, формирование нравственных ценностей, воспитание патриотических чувств.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста „Помним, гордимся!“ (старшая группа)» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание:
Познавательное развитие: уточнить знания детей о празднике – Дне Победы и героическом подвиге защитников Севастополя.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Речевое развитие: развивать монологическую речь, выразительность речи, обогащать активный словарь.
Предварительная работа: Чтение произведений о ВОВ (Е. Алтабаева «Город – достойный поклонения»).
Взаимодействие с семьей: рисунки на тему «День Победы»
Материал к занятию : презентация с изображением 35-й батареи, День победы, Георгиевская лента и т. д.
Ход НОД
(звучит мелодия «Севастопольский вальс», на экране изображение приморского бульвара летом в довоенный период)
Воспитатель : 21 июня 1941 год. Среди разноголосой, пестрой толпы по Нахимовскому проспекту группами идут веселые матросы, женщины, дети. Мелькают золотистые нашивки, крабы, шевроны, развеваются черные ленточки на белых бескозырках и синие гюйсы на форменках… Сверкает, шумит, улыбается улица… Ближе к ночи город постепенно затихает.
Это был последний мирный день перед самой страшной войной с фашизмом советского народа и героев нашего города-героя Севастополя. (на экране появляется изображение улиц города после бомбежки, и звучит сообщение В. М. Молотова о начале Великой Отечественной войны)
30 октября 1941 года произошло событие, от которого мы отсчитываем 250 дней обороны Севастополя.
(слайд с изображением 54 береговой батареи)
Первыми приняли на себя удар защитники 54 береговой батареи.
Дети читают стихотворение Лазаря Ройтенбурда.
1-й ребенок:
Здесь некогда звенели косы,
Девичий смех парней пленил…
Сошлись с фашистами матросы,
Тогда впервые я убил.
2-й ребенок:
Я помню ржавые усы
И две медали на мундире.
Я между ними штык вонзил,
Чтобы не жил он в этом мире.
3-й ребенок:
Чтоб не ворвался он в мой дом,
Где о защите молит мать,
Чтоб сын и внук его потом
Не смели больше воевать.
4-й ребенок:
И нелегко в сей час признаться,
Мне мысли те мешают спать:
не научившись целоваться,
мы научились убивать.
Воспитатель : Мы с вами будущие защитники нашего белокаменного города, выходите на ковер врассыпную.
Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем, ряд, за рядом,
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ноги
Громче и быстрей!
Воспитатель : Садитесь на места, и мы продолжим нашу экскурсию по героическим местам нашего города во время второй обороны.
1 ноября в бой вступила 30 башенная четырех -орудийная батарея.
(слайд с изображением 30 башенной четырех -орудийной батареи)
В редкие часы отдыха матросы и солдаты писали письма своим родным и любимым. Письма писались на листочке бумаги, а затем складывались особым образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники пересылались военной почтой. Они были без марок, только с печатью военно-полевой почты.
Давайте разомнем наши пальцы и попробуем сделать письма военных лет своими руками.
Защитники старались не унывать, и в огне этой страшной войны рождались замечательные стихи, песни (звучит песня военных лет).
Воспитатель : Ребята, скажите, о чем пелось в этой песни? (ответы детей)
Воспитатель : В ноябре впервые на огневую позицию вышел бронепоезд «Железняков». Выдвинувшись к Камышовому мосту, он обстрелял скопление вражеской пехоты и подавил батарею противника на противоположном склоне Бельбекской долины.
(слайд с изображением бронепоезда)
Воспитатель : Ребята, кто мне ответит, знаком ли вам этот бронепоезд? Где мы можем увидеть его сегодня? (ответы детей).
Воспитатель : Мы сегодня с вами отправимся на виртуальную экскурсию по последнему рубежу второй обороны нашего города: мемориальному комплексу «35 Батарея», которая находится в нашем Гагаринском районе.
35-я батарея считалась особым местом. Особенно, для мальчишек близлежащих районов – Казачьей и Камышовой бухт. О ней ходили легенды. Говорили, что казематы батареи состоят из трех этажей, уходящих под землю. Третий этаж частично затоплен водой и на нем встречаются останки, почему-то, исключительно, немецких солдат. Что он имеет выход к морю в виде канала, по которому внутрь скалы могут заходить подводные лодки. И что, якобы, даже одна из субмарин до сих пор находится там.
Естественно, все эти слухи притягивали мальчишек как магнит. Тем более, было чем заняться и кроме исследования подземных ходов. Вся местность вокруг батареи была изрезана окопами. Гильзы, пули, целые патроны, осколки снарядов – этого добра там было в изобилии. В наше время там решили восстановить события тех далеких дней и создать музей.
Главный вход в казематы 35-й батареи Бетонный блок второй орудийной
35-я береговая батарея представляла собой мощное оборонительное сооружение, обладающее грозной боевой силой. Она состояла из двух орудийных башен, стрелявших 305 миллиметровыми снарядами весом 471 килограмм. Батарея могла вести круговой обстрел на 360 градусов. Дальность стрельбы орудий батареи составляла 42 километра, позволяя держать под огнем огромную территорию – до Бахчисарая на севере, и до Симеиза на юге. Башни располагались в бетонных орудийных блоках, соединенных между собой подземной галереей. Толщина наружных стен блоков достигала четырех метров. Кроме того, в казематах батареи имелись кубрики для личного состава, камбуз, медицинское отделение с операционной и лазаретом, силовая и осветительные станции, насосная и другие вспомогательные помещения. Батарея была рассчитана на длительное пребывание 350 человек.
Казематы 35-й батареи
Пушки 35-й батареи вступили в бой 7 ноября 1941 года, выпустив 46 фугасных снарядов по частям немецкой пехотной дивизии в районе хутора Мекензия. Всего во время отражения первого и второго штурмов Севастополя орудия батареи совершили почти 500 выстрелов, нанеся серьезный урон противнику.
1 июля 1942 года пушки тридцать пятой последний раз вели огонь по противнику, выпустив оставшиеся 50 практических снарядов (стальные болванки, применяющиеся для учебных стрельб) по немецким танкам и 6 по вражеской пехоте. Ночью 2 июля 35-я батарея была взорвана. Однако, часть казематов батареи уцелели, и в них еще 10 дней продолжали вести бой защитники Севастополя.
Мемориальная арка Пантеон, площадь Звезды и аллея, ведущая к казематам 35-й батареи
С левой стороны высится Пантеон памяти. В нем находятся таблички с именами последних защитников города, тех, кто оборонял город до конца после эвакуации командования Севастопольского Оборонительного района.
Чуть дальше – некрополь. Место захоронения останков бойцов, найденных при строительстве музейного комплекса.
Некрополь Памятник защитникам Севастополя у центрального входа в казематы батареи
Запасной выход Бетонный блок первой орудийной башни
Защитное ограждение вокруг блока второй башни
Со смотровой площадки на краю обрыва можно увидеть скалу в море со ржавой сваей – это остатки причала, где швартовались корабли и подводные лодки, осуществлявшие эвакуацию.
Смотровая площадка Недалеко от обрыва возведена небольшая часовня во имя святого Архистратига Михаила. При ее сооружении были обнаружены останки шести бойцов, они покоятся там же.
Братская могила Госпиталь организованный в казематах батареи
Фотографии защитников Севастополя и 35-й ББ. На витринах представлены образцы оружия и боеприпасов найденных при строительстве мемориала.
Внутренние помещения батареи. Манекены с образцами униформы и снаряжения защитников Севастополя в 1942 году.
Потерна. Восстановленный левый КДП 35-й батареи.
Воспитатель : А сейчас мы посмотрим, как выглядела 35-я батарея, после взрыва и отхода советских воинов.
35-я береговая батарея. 1942 год
Теперь вы знаете, какой ценой досталось нам мирное небо над головой. И главная наша задача – помнить и гордиться теми, кто его отстоял. В славный День Победы мы выходим на парад, дарим цветы ветеранам. А ещё люди чтят минутой молчания память обо всех защитниках нашей Родины. Давайте и мы с вами сейчас встанем и почтем минутой молчания тех, кто погиб, защищая мир на земле.
В канун празднования Дня Победы люди прикрепляют к своей одежде Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам.
Вечный огонь – постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память солдатам, не вернувшимся с войны, неизвестным солдатам…
(слайд с изображением вечного огня)
Прошло очень много времени с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принес нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны, героям великой войны с фашистами.
А сейчас мы с вами вспомним пословицы о солдатах, о Родине, и о мире. Выходите на коврик:
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Без смелости не возьмешь крепости
Герой за Родину горой!
Жить – Родине служить!
Где смелость, там и победа!
Если армия сильна, непобедима и страна.
Ребята, скажите, как сейчас люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину (ответы детей). Правильно. В этот день, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
Обязательно, придя сегодня домой, расспросите родителей о своих дедушках и бабушках, защищавших нашу Родину, чтобы память об их подвиге передавалась из поколения в поколение и ваши дети помнили о героическом поступке советского народа.
На этом наше занятие закончилось. Желаю вам мира и добра.