Светлана Гриценко
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Русский каравай»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
«Русский каравай»
Воспитатель МБДОУ № 34 Баранова Т. Н.
Цель: Приобщать детей к традициям русского народа.
Образовательные задачи:
-Формировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Русский каравай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
-Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
-Расширять и активизировать словарь детей по теме.
Развивающие задачи:
-Развитие речевой активности, зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мелкой моторики, творческого воображения.
-Развитие продуктивной деятельности через лепку.
-Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.
-Развитие интереса к разнообразным трудовым операциям, привитие навыков поисковой деятельности.
Воспитательные задачи :
-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
- Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, уважительное отношение к труду людей, к хлебу,чувство гордости за свой край,за свою Родину.
Предварительная работа:
-Беседа с детьми на тему «История и традиции русского каравая».
-Рассматривание наглядно-методическое пособие «Как хлеб на стол пришел».
-Чтение стихотворений, пословиц, загадок, чтение литературных произведений.
-Заучивание пословиц, поговорок.
-Экскурсия в хлебный магазин.
-Рассматривание колосков пшеницы, ржи.
-Дидактические игры: «Что сделано из муки», «Что с начало, что потом?». Словесные игры: «Образуй словечко», «Что лишнее?»
Материалы и оборудование: магнитная доска, интерактивный стол, картинки: где растет хлеб, как его убирают, как делают муку, как выпекают, карта маршрута, карты подсказки, разрезная картинка, ящик, корзина, механическая кофемолка, электрокофемолка, зерна: пшеницы, фасоли, гороха плакаты с пословицами ; по количеству детей тарелочки,тесто, фартуки, шапочки, влажные салфетки, плакаты с пословицами.
Методы и приемы:
-Метод создания условий для свободного восприятия квест- игра.
-Метод пояснения.
-Прием направленного диалога с детьми.
-Прием тематического стихотворного каскада.
-Прием использования вопросов.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Дети заняты своими делами, обращаю внимание на гостей.
- Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие, проходите, мы рады вас видеть.
- Воспитатель : Ребята, а с чем обычно на Руси встречают самых дорогих гостей?
Дети: С караваем, с хлебом-солью.
У меня случилась беда, я приготовила каравай, чтобы встретить гостей, а он пропал.
(на экране появляется домовенок Кузя, он говорит: «Ха-ха-ха, а каравай у меня, если разгадаете ребус, получите план маршрута. На экране будут подсказки, а за каждое правильно выполненное задание будете получать фрагмент картинки по которой отыщете каравай.)
- Воспитатель : Для вас это будет квест - игра. Путь будет не легок. Вам придется пройти ряд испытаний. Вы готовы отыскать каравай?
Дети: Да!
Слайд 1: на экране нарисован ребус - дети разгадывают его. ( Ответ: «ПИРОГ»)
Слайд 2: (план маршрута)
Воспитатель с детьми рассматривает план маршрута и отправляются к первому пункту назначения.
Слайд 3: (круг и)
Воспитатель : Что же это может быть? Воспитатель читает загадку :
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Дорогих гостей с ним встречают.
Дети: Каравай.
Воспитатель : А что такое каравай?
Дети: Пирог, торт, хлеб круглый…
Воспитатель : Правильно, каравай, по сути, это буханка хлеба, но не простого, а праздничного, круглой формы с украшениями из теста. Каравай, как и обычный хлеб, имеет свою историю и традиции. В старину он выполнял роль торта, а в наше время каравай остался символом значимых событий.
Воспитатель : Для каких торжественных событий?
Дети: Для дня рождения…
Воспитатель : Молодцы, а еще таких, как свадьба или встреча дорогих гостей. Каравай - это символ русского гостеприимства.
С первым заданием вы справились и получаете фрагмент разрезной картинки.
Воспитатель : Давайте посмотрим, что нас ждет впереди.
Слайд 4: (зерно…. хлеб)
Воспитатель : Ребята - это игра «Что сначала, что потом?»
(Дети выкладывают картинки по порядку с объяснением, как хлеб на стол пришел: от зерна до хлеба).
Дети: Сначала трактора вспахивают землю.
Затем сеялки сажают зерно.
Потом прорастают и всходят всходы.
Позже пшеница наливается и созревают колосья.
После этого комбайны убирают урожай.
Вслед за этим машины везут зерно на элеватор.
Дальше с элеватора зерно везут на мельницу.
После того, как зерно размололи, муку везут на хлебозавод.
Потом замешивают тесто, пекут хлеб и развозят в булочные.
После всего люди покупает хлеб и приносит домой, вот так появляется хлеб на столе.
Воспитатель : Не просто хлеб на стол пришел. Недаром говорят, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужно три силы: земля, солнце и труд.
Воспитатель : Так с чего же начинается каравай?
Дети: С зернышка.
Воспитатель : Верно! И вы получаете еще
фрагмент разрезной картинки.
Воспитатель : Ребята, вы молодцы, настоящие помощники, но нам нужно идти дальше. Давайте посмотрим следующую подсказку.
Слайд 5: Золушка
Воспитатель : Ребята, посмотрите, все зерна перепутались, а нам надо отобрать только пшеничные зерна. Какие вы зерна видите на тарелочках?
Дети: Фасоль, горох, пшеница.
(дети садятся за столы и перебирают зерна, в это время воспитатель проводит игру «Образуй слово»)
Назови ласково хлеб (хлебушек)
Крошки хлеба - какие? (хлебные)
Квас из хлеба - какой? (хлебный)
Посуда для хлеба? (хлебница)
Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
Как называется профессия человека, который печет хлеб? (хлебопек)
На каком заводе выпекают хлеб? (хлебозавод)
Какая печь печет хлеб? (хлебопечь)
Нож, которым режут хлеб? (хлеборезка)
Воспитатель : Замечательно! С этим заданием вы тоже справились, а зерна пшеницы давайте положим в мешочек, они нам еще пригодятся. Дети находят под тарелочкой часть картинки.
Воспитатель : Мы на правильном пути. Следующую подсказку получите в том случае, если разгадаете загадку: Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.)
Слайд 6: Мельница
Воспитатель : Правильно. Ребята, а у нас мельницы в группе нет. Как же нам быть, как размолоть зерна в домашних условиях? (версии детей).
Воспитатель проводит экспериментирование: показывает ящик, открывает, достает из него ручную кофемолку и электрокофемолку.
Воспитатель : Дети, что это? (дети рассматривают предметы, называют их).
Воспитатель : Можно размолоть зерна в этих предметах?
(Воспитатель проводит опыт : дети засыпают зерна в разные предметы и размалывают. Выясняют, что в электрокофемолке размолоть зерна можно быстрее, чем с помощью других предметов).
Воспитатель читает стихотворение:
Белый, белый порошок
Насыпают нам в мешок
Вот есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Воспитатель : Что мы получили?
Дети: Муку.
Воспитатель : Мука какая? (пшеничная, из ржи - ржаная, из гречки - гречишная, из риса - рисовая, белая, рассыпчатая, сыпучая, душистая, мягкая, вкусная, и т. д.)
Дети в ящике находят фрагмент картинки. Это еще одна часть картинки.
Давайте посмотрим на следующую подсказку, что же нас ждет на следующем этапе?
Слайд 7: Корзинка
Воспитатель : Вот загадка непростая - свиток (ментальная карта).
Дети рассматривают карту, размышляют: одни колоски пшеничные - хлеб белый, а другие – ржаные, поэтому хлеб черный. За правильный ответ вы получаете часть картинки (в корзине дети находят следующий фрагмент картинки).
Воспитатель : Ребята у нас времени осталось очень мало, нам нужно торопиться, давайте посмотрим на экран, что же нас ждет впереди?
Слайд 8: Атрибуты повара
Воспитатель : Это атрибуты одежды какой профессии?
Дети: Повара, пекаря.
Воспитатель : Угадайте, что у меня? Мягкое, липкое, душистое, можно лепить пирожки.
Дети: Это тесто.
Воспитатель : Верно (достает тесто) Это задание непростое, а потребует от вас творческих способностей. Надевайте фартуки, вытирайте руки влажными салфетками.
Воспитатель : Вы сегодня будете сами лепить настоящие булочки. (раздает по шарику теста каждому ребенку)
Дети обследуют тесто.
Воспитатель : Какое тесто на вид?
Дети: Белое, серое, желтоватое, ноздреватое и т. д.
Воспитатель : Какое тесто на ощупь?
Дети: Мягкое, вязкое, рыхлое, липкое и т. д.
Воспитатель : Какое тесто на запах?
Дети: Душистое, ароматное и т. д.
Воспитатель : Какое тесто на вкус?
Дети: Кислое, сладкое, соленое, пресное и т. д.
Воспитатель : Дети, чтобы тесто не прилипло к столу, я протру стол салфеткой, смоченной в растительном масле, шарик раскатайте в колбаску, а теперь творите, что можно сделать с тестом.
Дети лепят булочки (предлагаю украсить маком, кунжутными семечками, сахаром).
Воспитатель : Кто слепил булочку, положите на противень, вытирайте руки. Ваши булочки отнесем на кухню и испечем.
Воспитатель : Мы прошли все этапы квеста, собрали все части картинки, давайте сложим и посмотрим, что получится.
Дети: Это каравай.
Воспитатель : Вы справились с заданием. На экране появляется слово «М-о-л-о-д-ц-ы»
Воспитатель : Ребята, ищите в группе картинку точно такую, как вы собрали, значит туда и спрятал домовенок Кузя наш каравай.
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!