рабаданова ирена букаровна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Что мы знаем о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе по теме «Что мы знаем о зиме»
Образовательные области:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Цель: уточнять и расширять представления о зиме, ее признаках.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать и обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Что мы знаем о зиме“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- закреплять умение замечать изменения в природе и видеть характерные особенности зимы.
- обобщать знания детей о зиме.
-расширять кругозор детей.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе,
- активность, внимание.
- развивать умение соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое восприятие.
- развивать образное мышление, умение отгадывать загадки.
- развивать связную речь.
- развивать фонематическое восприятие.
- побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей, не перебивать их.
Материал: корзина, снежинки с заданиями, карточки с временами года на каждого ребенка, иллюстрации к загадкам, одежда для игры (куртка, штаны, сапоги, шапка, шарф, варежки, панама, босоножки, солнечные очки, аудиозапись, раскраски.)
Словарь: Снежный рой.
Методические приемы: Игровая ситуация (сюрпризный момент).
Чтение текста, беседа - диалог, вопросы, загадки.
Физкультминутка – игра
«Зимняя прогулка». Игровая ситуация, «Оденем куклу на прогулки».
Ход занятия:
Организационный момент
Всем и каждому «Здравствуйте!»
Будьте здоровы и счастливы!
Сегодня в группу «Солнышко» мы вас приглашаем
И добрых улыбок всем вам мы желаем!»
Интеллектуальная разминка
1) Перечисли зимние месяцы.
2) Назови времена года.
3) Дерево, у которого ствол белый.
4) Что дерево делает зимой?
5) Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
6) Чем питается медведь зимой?
7) О каком месяце говорят: году начало-зиме середина?
8) Где быстрее растает снег: под березой или под яблоней?
9) Назови животных, сменивших окраску на зиму?
10) Что к зиме становится короче?
11) Зима какая?
12) Снег какой?
13) Во что можно играть зимой?
14) Что падает с неба в зимнее время?
15) Назовм по порядку зимние месяцы.
Воспитатель:
Я хочу рассказать вам одну удивительную сказку. Слушайте внимательно. Далеко – далеко, высоко – высоко, в удивительной стране, в хрустальном дворце жили отец и его четыре дочери. Отца звали Круглый Год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Сестры были не похожи друг на друга, но отец любил их одинаково. Чтобы дочери не грустили во дворце, он отпускал их по очереди погулять на Землю. И вот первой на Землю отец отпустил Зиму, старшую свою дочь. Спустилась старшая дочь - Зима на Землю и решила проверить, что о ней знают люди.
(Раздается стук в дверь, за дверью стоит корзина)
Воспитатель:
Кто стучится в нашу дверь? Пойду, посмотрю. - Ребята, кто-то нам прислал корзину. Интересно, что там. Смотрите в корзине снежинки. Снежинки не простые, а с заданиями. Неужели Зима действительно хочет проверить, что мы о ней знаем.
- Ребята, вы готовы выполнить задания Зимы?
(ответы детей)
- Тогда приступим. (Воспитатель достает снежинку и читает задание)
Воспитатель:
Скажите, какое сейчас время года? (ответы детей)
-Зима.
- Почему вы так считаете? (Объяснения детей)
-(ночи стали длиннее, а дни короче; выпадает снег, снег с дождем; земля замерзает, деревья голые, насекомых нет; перелетные птицы улетели; солнце светит, но не греет; рано темнеет; лужи по утрам покрываются тонким льдом; небо низкое; ветер холодный, резкий, пронизывающий; одежду стали потеплее одевать).
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель:
- А какая зима бывает у нас в Дагестане, в нашем городе?
- (Снега нету, пурги нет, сугробов нет, морозов трескучих нет). Зима в Дагестане не продолжительная, молоснежная; часто сохраняется плюсовая температура. В декабре часто идут дожди.
Воспитатель: Климатические условия в Дагестане: соседство равнин и высоких гор, без устойчивого снегового покрова. Часто моросящие дожди. В горах минусовая температура и горы покрыты снегом до весны.
- Посмотрите, ребята, это гора Шалбуздаг. (Слайд)
Место расположения священной горы Шалбуздаг - Дагестан. Гора расположена на главном Кавказском Хребте и является местом паломничества мусульман и одним из самых востребованных туристических объектов.
Имя Шалбуздаг связывают с фразой турецкого языка «гора покрытая льдом»
Воспитатель:
Второе задание, снежинка с загадками. Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки, Вился, вился белый рой,
Разукрасила окошки, Сел на землю - стал горой?
Радость детям подарила (снег)
И на санках прокатила.
(Зима)
- Ребята, а что означает – белый рой? (предположения детей)
- Кто летает роем?
Воспитатель:
-Автор стихотворения сравнил снежинки с пчелиным роем, потому что они кружатся в воздухе так же, как и пчелы.
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель:
Посмотрим, что же дальше. Следующее задание веселое.
Игра «Зимняя прогулка»
- Ребята, Зимушка – зима хочет знать умеем ли мы правильно собираться на прогулку зимой. Давайте мы с вами поиграем.
(выполнение движений за текстом)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (Шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку)
Я надену шубку
(показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик
Потуже завяжу. («Завязываем шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички
На ручки натяну. (Поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (Ноги поочередно выставляем на пятку)
Возьму с собою санки
На горочку пойду. (Шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь!
У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
Воспитатель достает следующую снежинку с заданием.
- Ребята, представьте, что мы отправляемся на прогулку. Что мы должны сделать, прежде чем отправимся гулять (рассуждения детей)
- Давайте с вами поиграем. Игра, так и называется «Оденем куклу для прогулки». Вы должны правильно подобрать одежду для прогулки. (Проходите к столам. Выберите себе куклу. У каждой куклы есть комплекты одежды. Вы должны одеть ее на пргулку, но не забываем какое сейчас время года.)Дети под музыку выполняют задание.
Воспитатель:
У нас осталась последняя снежинка с заданием.
Задание называется «Кто знает, когда это бывает?»
(дети садятся за столы)
- Ребята, на столах лежат мнемотаблицы, на которых изображены времена года.
Я буду вам читать стихотворения о временах года, а вам нужно отгадать, когда это бывает и показать мнемотаблицус этим временем года.
(Дети выполняют задание)
Дел у меня немало – Зеленеют луга,
Я белым одеялом. В небе радуга - дуга.
Всю землю укрываю, Солнцем озеро согрето:
В лед реки убираю, Всех зовет купаться….(Лето)
Белю поля, дома.
Зовут меня … (Зима)
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но, не касаясь сосен
Зовут меня (Весна)
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальные страны,
Нам оставляетдожди и туманы. (Осень)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями. Теперь Зима видит, что мы о ней много знаем.
- Ребята, посмотрите, Зима нам еще что-то оставила. Какие-то цветные бумаги с силуэтами деревьев. Для чего же они?
-Наверное Зима хотела, чтобы мы ее еще нарисовали.
Воспитатель:
Сегодня я предлагаю нарисовать картинки для Зимушки-зимы солью (садитесь за столы)
Силуэты деревьев уже нам нарисовала Зима. Вам надо закрасить клееь внутреннюю часть дерева (показ). Затемтам, где нанесли клей, посыпаем солью (последовтельность работы показывает воспитатель).
Добавляем снежинки.
Когда рисунок немного подсохнет, лишнюю соль встряхиваем. (детисадятся за столы и выполняют самостоятельно) Рисование сопровождается музыкой.
Воспитатель:
Ребята, в корзине еще что – то есть. Какой-то конверт с обратным адресом. Интересно, для чего она его нам оставила?
- Чтобы мы ей наши работы отправили.
Воспитатель:
Когда наши работы высохнут, мы соберем конверт и напишем письмо, что вы со всеми заданиями справились и корзину отправим Зимушке -зиме.