елена матушкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Путешествие во времени»
Конспект
занятия по ознакомлению с окружающим
в подготовительной к школе группе
«Путешествие во времени»
Цель: формирование у детей представлений об истории происхождения часов.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе „Путешествие во времени“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Закреплять умение детей ориентироваться по карте в пределах группы; закреплять и расширять знания детей о различных видах часов, об их роли в жизни человека.
2. Развивать познавательную активность, коммуникативно - речевые навыки, творческое воображение;
3. Воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.
Материал: схема – карта группы, коробочка с игрушкой – петушком, стеклянная банка с песком, песочные часы, разрезные картинки, плоскостные макеты часов, нарисованные циферблаты, стрелки, фломастеры, клей, кисти, фонарик, шаблон круглой формы, палочка, пластилин.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня в наш музей должен приехать гном Тик - Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем.
(Дети находят видеописьмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! В нашей волшебной стране времени случилась беда. Злой волшебник похитил часы. Чтобы их найти, нужно идти по карте и рассказать историю происхождения часов».
Жители волшебной страны времени.
В. - Что случилось в стране времени? (Волшебник похитил часы)
В. - Ребята, мы можем помочь жителям волшебной страны? (Да)
В. - Тогда в путь.
Дети по карте отправляютя на поиски часов. Находят коробочку, в которой игрушка петушок.
В. - Ребята, что здесь делает петушок? Нам же нужно рассказать про часы?
Ребенок: Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал: «Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.
В. - Еще тогда люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки.
• Долог день до вечера, коли делать нечего.
• Делу время – потехе час.
• Откладывай безделье, да не откладывай дело.
• Поздно поднялся – день потерял.
В. – Мне кажется, мы выполнили первое задание и можем идти дальше. Дети по карте определяют дальнейший маршрут и находят свиток, в котором загадка:
Есть такие часы
Всех часов предки
сейчас они редки
Циферблат на земле лежит
А по небу солнышко бежит.
В. – Ребята, вы догадались, о каких часах говорится в загадке? (о солнечных)
Ребенок: Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом – это циферблат, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.
- Попробуем и мы сделать то же самое изобретение?
Экспериментирование (работа в парах)
- И мы тоже изобрели солнечные часы. Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Почему? (сидим за столами)
В. – Ну вот еще одно задание выполнено. Нужно посмотреть карту и двигаться дальше. Дети идут и находят стеклянную баночку с песком.
В. – Ребята, кто из вас догадался, какие часы изобрел человек? (песочные)
- Ребенок: - В высокий стеклянный сосуд с дырочкой насыпали песок.
Песок тоненькой струйкой пересыпался из одного сосуда в другой, и как песок пересыплется, значит прошло сколько-то времени. Песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.
В. - Где ими удобно пользоваться? (в больнице)
В. - Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, попробуем собрать картинку, и узнаем, какие часы изобрел человек.
Игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)
В. - Какие часы вы собрали на картинке? (механические)
- Ребенок: Прошло много времени, пока человек придумал часы с механизмом. Закрутил пружинку, а чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико. А по циферблату движутся стрелки и показывают время.
( рассмотрим часы: циферблат, стрелки, механизм)
В. – Ребята, нам пора отправляться дальше на поиски часов. Дети идут по карте и находят картонные макеты часов без стрелок и циферблата.
В. – Ребята, часы мы нашли, но что-то в них не так. (у часов нет стрелок и циферблата). Что же нам делать? (починить часы)
В. – Каким образом мы это можем сделать? (нарисовать, сделать из картона и приклеить)
Дети выбирают способ выполнения задания.
Вместе выполняем задание, беседуем о том, какой сложный путь прошли часы, и все это придумал и сделал человек.
Звучит музыка из песни.
В. – Какие замечательные часы у вас получились. Ребята, мне кажется, что в волшебной стране времени все в порядке – часы заняли свои места. Хотите посмотреть, как это происходит?
Просмотр видеоролика.
В. - Какое доброе дело мы сделали? Почему у нас это получилось?
- Вам было интересно? Кому было интересно, положите эти фигурки веселому гному, а кому не понравилось – грустному гному.
В. – Мне тоже было с вами интересно. А хотите узнать больше о часах? В следующий раз мы пригласим к себе гнома, и он расскажет нам об огненных часах.