Евгения Седова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Жили-были дед да баба»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД «ЖИЛИ – БЫЛИ ДЕД ДА БАБА» ( предметный мир: свойства и назначение дерева).
Программное содержание:
Познакомить детей с историей постройки домов в условиях Севера. Развивать активный словарь: срубить дом, чум. Развивать любознательность, творческую активность, логическое мышление. Воспитывать партнерские отношения, нравственные качества: доброту, взаимопомощь, заботу и внимание друг к другу.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Жили-были дед да баба“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Материал:Знайка и Незнайка. Атрибуты к дидактическим играм: «Угадай и расскажи», «Как расселить людей Севера?», «Кто поможет северянам сруб сделать?».
Конспект :
В гости к детям приходят Знайка и Незнайка. Они здороваются и просят рассказать им, что у детей нового, ведь они так долго не встречались. Воспитатель просит детей рассказать об удивительных животных Севера и Тундры. Проводится дидактическая игра «Угадай и расскажи» : дети должны разложить на два круга (белый и зеленый) животных Севера и животных средней полосы России: белый и бурый медведь, тюлень, серверный олень, лось, заяц, песец, лиса, волк, стрекозы, птицы: воробей, голубь, сова, гагара, и рассказать о них по схеме: название, окраска, чем питается, место обитание. Затем Знайка просит детей рассказать, как живут люди на Севере. Проводится дидактическая игра «Как расселить людей на Севере?» : дети выбирают пластмассовые фигурки людей и ставят их рядом с чумом. Воспитатель просит рассказать детей о чуме. Далее предлагает рассказать о жилье жителей тундры «Удивительный дом!», по ходу рассказа выставляет сюжетные картинки:
- В чумах жили люди Севера очень давно. Потому что главным занятием у них было оленеводство. Растительность на Севере скудная. Олени съедят траву, мох, да и пойдут дальше. Пастухи быстро начинают собирать свой чум: сначала снимают оленьи шкуры, затем вынимают палки – жерди. И переходят в другое место. Но не все люди были пастухами.
- Чем еще можно заниматься на Севере? (ловить рыбу, охотиться на моржей, зайцев, птиц)
- Почему люди Севера не выращивают хлеб? (лето короткое, хлеб не успевает расти, да и погода холодная).
- Люди, которые не занимались оленеводством, строили себе другие дома. Дома строили из дерева. Обычно говорили: «Надо дом срубить добротный!»
- Как вы понимаете слово срубить?
- Раньше из орудий труда был только топор. Это орудие очень выручало людей. Вот идут три человека в лес и держат три разных по величине
- Как вы думаете, кто какую работу будет выполнять? (большим топором будут дерево рубить, топором поменьше – ветки обрубать, а самым маленьким – кору со ствола очищать).
- Дерево тоже надо было правильно выбрать. Вот идут и смотрят: тут березка кривая стоит, но она очень не прочная, быстро гниет. Но вот стоят сосны великаны да ели красавицы. Ель и сосна – самый лучший материал для строительства домов.
- Рубить деревья начинали зимой, почему? (потому что зимой дерево засыпает, питания мало, поэтому дерево сухое).
- Срубили деревья – надо их доставить к месту постройки.
- Кто на Севере поможет человеку? (олени и собаки).
- Одному сруб делать не под силу. Всем миром строили. Мужики сруб делают, а женщины им обед готовят.
- Давайте вспомним, как говорили люди: «Надо дом срубить добротный», что это означает?
- Посмотрите, чем все – таки отличаются наши деревянные дома от домов Севера (дома на Севере вбиты на подставках в снег – стоят на сваях).
- Для чего это делают северяне (для того, чтобы дом был сухим, когда летом начинают таить снега).
- Рядом с домом протянуты трубы - водопровод. Почему их нельзя закапывать в землю (потому что земля промерзает, и вода в трубах замерзает). Поставили люди сруб на сваи, хозяин всем в пояс поклонился, поблагодарил за помощь. Вот с тех пор и появилось удивительное слово – помощь. В конце воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Кто поможет сделать сруб?» : дети делятся на группы: мальчики и девочки. Мальчики из пластилина делают сруб дома по образцу. Девочки готовят угощение: лепят яблоки, грибы, ягоды.