Марина Сехниашвили
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Весенние травы и цветы. Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
во второй младшей группе на тему
«Весенние травы и цветы. Насекомые».
Цель: создать условия для знакомства детей с приметами весны;
с некоторыми цветами, растениями (одуванчик, крапива, ландыш, насекомыми (мотылек, бабочка, пчела, гусеница); познакомить детей с понятием «Красная книга».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе „Весенние травы и цветы, Насекомые“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Вспомнить приметы весны (растаял снег, ярко светит солнце, набухли почки на ветках деревьев и кустов, распустились листочки, зацвели некоторые цветы, проснулись насекомые, прилетели птицы).
- Расширять и уточнять знания о растениях и насекомых, об их существенных признаках.
- Обобщать представления о многообразии растений и насекомых, о приспособлении к условиям жизни.
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
- Определить почему некоторые растения занесены в Красную книгу.
- Пополнять словарь детей новыми терминами (растение, насекомое, Красная книга, мотылек, нектар).
- Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.
- Развивать эстетическое восприятие, видеть красоту окружающего мира, воспитывать в детях любовь к природе.
Предварительная работа
-Чтение художественной литературы: стихотворение И. А. Белоусова «В лесу», В. Бианки «Муравейник зашевелился», заучивание русской народной потешки «Как у наших у ворот».
-Рассматривание иллюстраций по теме «Цветы и травы».
-Наблюдение за насекомыми во время прогулки.
Оборудование и материалы
-Искусственные цветы : одуванчики и ландыши, крапива.
-Игрушки-насекомые : бабочка, мотылек, пчела, гусеница.
-Раздаточный материал для игры: вырезанные из картона плоские цветы, бабочки, мотыльки.
-Книга-пазлы серии «Мозаика развития».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какой сегодня чудесный день, ведь за окном весна! А как можно определить, что сейчас весна?
Дети: Называют приметы весны (растаял снег, ярко светит солнце, набухли почки на деревьях и распустились листочки, проснулись жучки и паучки и т. д.)
Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла Машенька. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Машенька: Ребята! Меня и моего друга Мишку Медведица пригласила на день рождения! А на день рождения что дарят?
Дети: Подарки!
Машенька: Конечно, подарки. Мы с Мишкой долго думали, что же подарить Медведице. Шишки у нее есть, шляпку она не любит надевать. И мы решили подарить ей огромный букет цветов. Мне нужно с вами попасть на лесную полянку, а одна я боюсь ходить в лес, да и цветов нужно много собрать. Мы сорвем по одному цветочку, и у нас получится огромный красивый букет!
Воспитатель: Если вы решили оказаться в лесу, то сначала попробуйте отгадать загадки про лесных жителей:
Что за рыжая плутовка?
Всех обманет очень ловко.
Что увидит - сразу хвать,
Хвост трубой - и ну бежать.
Берегись её, зайчишка!
Прячь свой хвостик в норку, мышка! (Лиса).
На спине ношу иголки.
Не боюсь я даже волка.
Ой… Ты кто? На всякий случай
Я свернусь в клубок колючий.
Ну, попробуй ухвати!
Лучше мимо проходи! (Ёж).
Воспитатель: Ребята! Мы сейчас окажемся на лесной полянке. А ты, Машенька, подумай, стоит ли срывать цветы?
Воспитатель: Закройте глазки ладошками и покружитесь один раз.
Открывайте глаза. Мы оказались на поляне и здесь растут одуванчики.
На что похожи эти цветы? Какого они цвета?
Дети: Отвечают. (на солнышко, на шляпку, яркие, желтые).
Машенька: Красивый будет букет, давайте срывать!
Воспитатель: Подожди, Машенька! Посмотрите, здесь бабочки сидят, а здесь маленькие бабочки - это мотыльки. Что же они здесь делают?
Дети: Пьют сок!
Воспитатель: Цветочный сок называется нектар! Бабочки, мотыльки и другие насекомые питаются нектаром.
Дети: Маша, мы не будем срывать одуванчики, потому что насекомым нечего будет кушать.
Машенька: И мне жалко всяких козявок. Я тоже не буду рвать одуванчики.
Физкультминутка
На меня ползет козявка, будто я какая травка,
Идем по кругу, взявшись за руки
И садится мотылек, будто я какой цветок.
Присели, руки положили на колени
Встали, руки и ладони сложили в цветок.
Воспитатель: Закройте глазки ладошками и покружитесь один раз.
Открывайте глаза. Мы оказались на поляне, где растет крапива.
Машенька делает попытку сорвать крапиву и обжигается об нее.
Машенька: Ой-ой-ой! Что за злючка-колючка? Она меня обожгла! Ребята, давайте затопчим ногами эту траву!
Воспитатель: Машенька, это растение называется крапива. Она вовсе не злая, а наоборот, даже полезная. Она так защищается от тех, кто хочет ее сорвать.
Иногда на крапиве сидят гусеницы - это такие червячки, которые потом превращаются в красивых бабочек. Вот посмотрите, на листочке сидит зеленая гусеница. Гусеница не случайно выбрала крапиву, потому что на зеленых листьях крапивы гусеницу не увидят птицы, которые питаются ими. Так крапива защищает и насекомых.
Дети: Маша, мы не будем затаптывать крапиву, чтобы не погибло растение и птицы не склевали гусеницу.
Машенька: Я же не знала, что крапива полезная. Теперь я знаю и тоже не буду губить её.
Воспитатель: Закройте глазки ладошками и покружитесь один раз.
Открывайте глаза. Мы оказались на поляне, где цветут ландыши.
Машенька: Ой! Какие красивые цветы, похожи на белые бусинки! Ребята, помогите набрать этих цветов. Получится очень красивый букет.
Маша замечает на цветке пчелу и пытается согнать ее.
Воспитатель: Маша! Это ландыши, их нельзя срывать. Они занесены в Красную книгу. Цвет книги не случайно красный, он предупреждает об опасности.
В этой книге записаны все растения и животные, которых надо беречь, потому что их очень мало и они могут совсем исчезнуть. Ландыши очень приятно пахнут, поэтому на них садятся пчелы. Они собирают нектар, а потом будет вкусный мед.
Машенька: Я не хочу, чтобы исчезли такие красивые цветы. Ребята, давайте не будем срывать ландыши, пусть они радуют своей красотой!
Воспитатель: Мы долго ходили по лесу, теперь пора возвращаться в группу. Закройте глазки ладошками и покружитесь один раз. Вот мы снова в нашей группе.
Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Мотыльки и бабочки».
На коврик раскладывают вырезанные цветы разного цвета. Детям раздают вырезанные бабочки и мотыльки тоже разного цвета. Задание: Бабочкам и мотылькам нужно помочь найти свой цветок, чтобы собрать нектар. Дети должны разложить бабочек и мотыльков на цветы в соответствии с цветом.
Машенька: Спасибо, ребята, за увлекательную игру! Но что же всё таки мне с Мишкой подарить Медведице?
Воспитатель: Дети, как вы считаете, если Машенька и Мишка отведут Медведицу на полянку, где растут одуванчики и ландыши полюбоваться красотой этих цветов, понравится такой подарок Медведице?
Дети: Да!
Машенька: Я поняла, что не стоит срывать цветы, а лучше любоваться их красотой на поляне. Таким образом, сохранятся растения, которые заносят в Красную книгу, а насекомым будет вкусное питание. А еще я предложу Мишке и Медведице поиграть в игру «Мотыльки и бабочки».
Мне пора, а то на день рождения опоздаю! До свидания!
После ухода Машеньки воспитатель предлагает детям разделиться на две подгруппы : одна собирает пазлы по книге «Мозаика развития», другая отгадывает загадки по книге А. Н. Печерская. Разноцветный мир лесной.
Литература
И. С. Артюхова. Конспекты игровых комплексных занятий по книгам-пазлам «Мозаика развития». Младшая группа.
И. С. Артюхова, В. Ю. Белькович. Играем, дружим, растем. Сборник развивающих игр. Младшая группа.
А. Н. Печерская. Хрестоматия для детского сада. Младшая группа.
А. Н. Печерская. Разноцветный мир лесной.