Ольга Лаптева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экскурсия в музей русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
«Экскурсия в музей русского быта».
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Экскурсия в музей русского быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, игровой.
Задачи:
Познавательное развитие:
• познакомить детей с историей и культурой русского народа;
• познакомить детей с музеем;
• закрепить знания детей о профессии экскурсовод;
• развивать исследовательский интерес, любознательность.
Социально – коммуникативное:
• воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.
Речевое развитие:
• учить детей отвечать на поставленные вопросы;
• активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
• воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Художественно – эстетическое развитие:
• развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Физическое развитие:
• снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.
Словарная работа: слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.
Материалы и оборудование: музейные экспонаты, ленточка.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций ос предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.
Словарная работа: прялка, рубель, ухват, кочерга, чугунок, веретено, лапти, лавка, брюхо, лыко.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, нас пригласили в музей. А вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей предметов быта.
Дети идут в музей.
Воспитатель:
-Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные. Да это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок откроется. Слушайте внимательно.
Что такое утварь? (ответы детей). Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Кто такой экскурсовод? (ответы детей). Экскурсовод- это тот, кто проводит экскурсии.
Воспитатель:
-Замок открылся и мы можем войти. Что-то никого не видно. Смотрите, записка для нас.
Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новым экспонатом».
-Может вы мне разрешите побыть вашим экскурсоводом? Прежде чем начнется экскурсия, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей). Правила: не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
-Ну вот, правила мы повторили, теперь можно начинать экскурсию.
Воспитатель начинает рассказ:
-В старину дом на Руси называли (дети: избой).
- Избы на Руси строили из дерева- сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Дверь-то в избу низкая, а порог, наоборот, высокий- чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.
(Дети проходят в музей).
-Заходите, проходите.
Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.
-Что занимает центральное место в избе? (ответы детей).
Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.
Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь- всему голова», голова- значит самая главная.
Воспитатель:
- Почему печь в избе самая главная? (ответы детей).
Печь ставили с северной стороны, напротив входа, так как с севера дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу.
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей- в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).
-А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, обогреватель, камин).
-На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей: «По щучьему веленью», «Гуси- лебеди», «Колобок»).
Воспитатель:
-Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.
(Ухват)
Воспитатель:
А вот и ухват (показывает). Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.
Без работы – холодная она,
А после работы – красна от огня.
(Кочерга)
Воспитатель:- А это кочерга, она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи.
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке
(Чугунок).
Воспитатель:
-Чугунок - это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи.
Воспитатель:
-А кто хочет попробовать себя в роли хозяйки и поставить чугунок в печь?
(Воспитатель помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку).
Воспитатель:
- Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (ответы детей).
-Да, правильно. Потому что в старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответы детей).
-На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Воспитатель:
-Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь отгадайте еще одну загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель:
- А это про что загадка?
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая»
(Ложка).
В крестьянской семье у кажого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
Воспитатель: ети, посмотрите какой интересный предмет? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Я вам дам подсказку. Для этого вам нужно отгадать еще одну загадку.
«В Полотняной стране по реке Простыне
Плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним гладь-
Ни морщинки не видать».
(Утюг).
Так что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие чугунные утюги.
Воспитатель:
-Дети, а отгадайте еще одну загадку.
Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили.
(Лапти)
Воспитатель:
- Посмотрите, как хорошо сохранились лапти и «дошли» до наших дней.
Из чего плелись лапти? (Ответы детей: из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку (показываю прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей).
С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.
А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Посмотрите, какой красивый сундук хранится в нашем музее.
Сундуки были разные: большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало».
(Воспитатель задает вопросы, дети отвечают).
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).
Раньше в печи готовили, а сейчас (на плите).
Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).
Раньше воду и колодца носили, а теперь льется (из водопровода).
Воспитатель:
-Напоследок хочу вам загадать еще одну загадку.
«Маленькое, сдобное колесо съедобное». (Баранка).
-Я приготовила для вас угощение. Баранки – традиционное русское изделие из теста.
Вот мы вернемся с вами в сад и выпьем чай с баранками.
Воспитатель:
-Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей)