Екатерина Федоровна Захарова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные жители»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Лесные жители»
Задачи:
Познавательное развитие :
- расширять знания детей о мире дикой природы (лесе);
- обогащать понятия «лесные богатства». Знать их применение в жизни человека;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Лесные жители“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие:
- вызвать интерес к природе, поощрять бережное отношение к ней.
Речевое развитие:
- вовлекать детей в диалог; побуждать задавать вопросы и отвечать на них;
- обогащать словарь детей образными словами и выражениями;
- составлять короткие тексты-описания.
Материал. Карточки с изображением разных деревьев (сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, плакаты, фотографии, репродукции картин, с изображениями разных лесов. Засушенные листья деревьев, семена, плоды, грибы и другие объекты природы.
Воспитатель предлагает детям посмотреть фрагмент видеозаписи «Леса средней полосы», беседуя с ними о содержании увиденного, спрашивает:
- Что вы увидели на экране?
- Кто из вас был в лесу с взрослыми?
- Что растет в лесу?
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Что от чего?» детям дается задание подобрать листья и плоды с одного дерева.
После игры воспитатель рассказывает детям о разнообразии лесов (березовый, дубовый, сосновый, смешанный и т. д., о том, что в каждом из них обитают разные животные и растения. Рассказ сопровождается показом плакатов, фотографий, репродукции картин с изображением разных лесов.
Помощник воспитателя вносит в группу посылку, которую для детей передал почтальон. Воспитатель читает адрес отправителя и говорит детям, что посылку для них прислали лесные обитатели, открывает ее и рассматривают вместе с детьми содержимое (шишки, палочки, грибы – трутовики, сухие осенние листья, кусочки коры, желуди, сухие ягоды рябины, орехи, пластиковый стакан, пробку от бутылки и т. д.).
Воспитатель спрашивает детей:
- Какое животное могло прислать шишку?
- Почему вы так решили?
- Какое животное могло прислать кору? … (И так далее)
…
- Какой предмет не может быть прислан из леса его обитателями?
- Почему?
- Можно ли встреть эти предметы в лесу?
- Как вы думаете, кто их оставил?
Воспитатель приглашает детей к плакату, рассматривают его и ведет разговор о том, что поскольку в лесу есть свои жители, его можно назвать домом. Как и в других домах в нем есть этажи. На самом нижнем растут травы, мхи, грибы, ползают муравьи, жуки, прыгают птицы, бегают звери. На втором этаже много кустарников. И в зарослях строят гнезда некоторые птицы, плетут паутину пауки, по веткам ползают жуки.
И наконец, на верхнем этаже растут деревья. Здесь тоже есть свои обитатели: звери, птицы, жуки. Самые верхние ветки деревьев — это крыша лесного дома. Они защищают лесных обитателей от жары, сильного дождя и ветра. Под землей, в «повале», живут кроты, дождевые черви, личинки жуков, растут корни растений. А еще у каждого жильца есть своя квартира.
Воспитатель спрашивает детей:
- Как называется лесная квартира у белки?
- Где зимует медведь?
- Где ночует лисица?
- Как вы думаете, любят меняться своими квартирами лесные жители?
Далее воспитатель обсуждает с детьми правила поведения в лесу, объясняет детям, что лес - это дом, все жильцы которого зависят друг от друга. Беседуя с детьми, воспитатель интересуется:
- Зачем мы ходим в лес? (Отдыхать, наблюдать, дышать свежим воздухом, любоваться природой, за грибами, ягодами).
- Мы в лесу хозяева или гости?
- Как гости мы должны соблюдать правила поведения в лесу?
- Что нужно сделать, чтобы все люди соблюдали эти правила?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что нужно изготовить знаки, по которым люди могли правильно вести себя в лесу. Педагог объясняет детям, что знаки бывают запрещающие и разрешающие, ведь придя в лес человек, может собирать ягоды, грибы, заготавливать лес для строительства, но нельзя разводить костры, оставлять после себя мусор, разорять гнезда и т. д.
Далее дети называют правила поведения в лесу, определяют их назначение (запрещать, разрешать). Воспитатель предлагает нарисовать знаки на красных и зеленых кружках, после окончания работы рассказывают о том, какое правило, они изобразили.
Воспитатель приглашает поиграть в игру «Что такое хорошо, что такое плохо». Дети делятся на две команды. Участники первой команды называют все, что для леса «хорошо», второй – все, что для леса «плохо». Затем группы могут меняться местами.
В заключении воспитатель просит детей ответить на вопросы:
- Для кого лес является общим домом?
- Как называется лес, где растут в основном березы? (Сосны? Дубы? Разные деревья)
- На каком этаже лесного дома находятся трава, грибы и муравьи? (Кустарник? Деревья)
- Как должны вести себя люди приходя в лес?