Елена Михайлова
«Мое Отечество — Россия». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей интерес к получению знаний о России; умение рассказывать об истории своей Родины;
Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.
Систематизировать знания детей о символике государства.
Закрепить название народных промыслов
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как родной стране.
Закрепить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Развивающие: Развивать память, коммуникативные навыки.
Развивать диалогическую речь, память, мышление и творческие способности детей. Развивать творческое воображение, способности к композиции.
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства;
чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов;
воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину.
Методы и приемы: Показ, рассказ, объяснение, вопросы, игры, практические действия детей, педагогическая оценка.
Материалы и оборудование: глобус, герб и флаг России, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В. В. Путина, картинки с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, кисточки.
Предварительная работа:
Беседы о российской символике.
Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине, чтение народных сказок.
Рассматривание иллюстраций о Москве и др. городах России.
Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.
Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны».
Показ презентаций о народных праздниках, одежде, быте; знакомство с географической картой России.
Словарная работа: герб, флаг, держава, российский, патриотизм, гордость, национальности, многонациаональная и др.
1. Вводная часть
Вход под песню «С чего начинается Родина»
Воспитатель: - Ребята, встаньте полукругом, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук своих друзей, давайте поздороваемся.
Здравствуй небо голубое
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
(Обращаются к гостям) Здравствуйте, мои Друзья!
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем значение одного очень важного слова – Родина.
Давайте повторим привила поведения на занятии: не выкрикиваем, вопрос слушаем до конца, поднимаем руку.
Воспитатель: - Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край).
- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?
- «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.
- Такое место по – другому ещё называют «Родина». Послушаем стихотворение:
Стихотворение: «С чего начинается Родина» М. Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас ничего не отнять
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
Воспитатель: - Кто из вас скажет, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно, - это Россия. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.
-А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает?
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов.
Воспитатель: - Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города. Посмотрите, как пишется это слово.
(приветствие детей)
(ответы детей)
(ответы детей)
(ответы детей)
(ответы детей)
Жить – Родине служить.
Родина поучает – Родина выручает.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Нет краше земли, чем Родина наша.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
На чужой стороне и летом холодно.
Береги землю родную, как мать любимую.
На чужой стороне Родина милей вдвойне
(На доске дети выкладывают слово из букв «Россия»)
Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, а где можно сразу увидеть всю страну?
А теперь подойдём к карте.
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.
-В каких двух частях света расположена Россия?
- Как называется главный город страны? Назовите столицу России.
Воспитатель: - Наша Родина Россия - большое и красивое государство. У любого государства есть глава государства и отличительные знаки - символы. Кто президент России?
Что это за символы? Назовите их? Зачем они нам нужны?
- Флаг, герб, гимн.
1. Флаг. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
- Из белого, синего, красного.
Воспитатель: - Что означает белый цвет?
-Белая полоса - напоминает снег, ромашки белые, белоствольные берёзы.
Воспитатель: - Он означает мир, чистоту, благородство.
- Синяя полоса?
- Моря, озёра, реки, небо.
Воспитатель: - Верно. Это духовность, верность, вера.
-Красная полоса?
- Огонь, тепло, солнце, любовь.
Где можно увидеть флаги или флажки?
2. Гимн.
Это самая главная музыка в нашей стране.
- Как мы должны слушать гимн России? (стоя)
- Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.
(Звучит гимн России).
-Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)
3. Герб.
А сейчас покажите герб нашей страны? (раскладываются изображения гербов, дети находят герб России)
Гербы являются принадлежностью к государству. Гербы в старину помещали на воротах городов, а сейчас в городах на главных зданиях.
А теперь давайте рассмотрим герб России.
Кто изображен на гербе нашей страны?
Как вы считаете, почему именно орел на нашем гербе.
На красном щите расположен золотой двуглавый орёл. В лапах орла скипетр и держава. Скипетр – это жезл – символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава служили знаком царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
Орел на гербе необычный. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Две головы орла – это единство страны, он смотрит одновременно на Запад и на Восток. Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.
На груди у орла красный щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец – небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом.
- А где вы ещё встречали герб?
Герб так же помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты, документы.
Воспитатель: - Герб символизирует победу добра над злом, он защищает от всякого зла и Россия всегда побеждает всех врагов.
Воспитатель: - Я знаю, что вы у меня очень добрые дети. Давайте встанем в круг я посчитаю считалку, а вы поделитесь друг с другом добротой, радостью, настроением, весельем.
Считалка: Катилась торба
С великого горба.
В этой торбе:
Хлеб, соль, вода, пшеница,
С кем ты желаешь поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
Я хочу поделиться с Дашей добротой….
Воспитатель: - А есть еще неофициальные, негосударственные символы. Какие вы знаете?
Воспитатель: - А сейчас пройдите к столам. На столе у каждого лежат разрезные картинки. Их нужно сложить и рассказать, какой у кого символ получился?
Воспитатель: - Наша страна очень большая, и многонациональная. В России живет много разных народов, разных национальностей, но они все живут дружно.
Какие национальности вы знаете? На каких языках говорят?
И хотя все люди разные и говорят на разных языках, у них один общий дом – Россия и общий язык.
Прослушайте стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна
Каких народов только нет
В стране великой нашей.
Как пестрый солнечный букет
Калмыки и Чуваши.
Татары, Коми и Мордва,
Башкиры и Буряты -
Всем скажем добрые слова
Любому будем рады.
- У каждого народа свои традиции, сказки, игры, национальная одежда, кухня.
- А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Проводится физминутка и хоровод «Березка»
Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
- Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки и найдите отгадки.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это?
Это роспись просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком…
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке…
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски…
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и изготовить птицу – голубя, который считался хранителем дома, его оберегом, защитником, гарантом достатка.
(Ответы детей: На глобусе, на карте)
(Воспитатель показывает детям карту России)
(ответы детей)
(президентом нашей страны является Путин В. В.)
(ответы детей)
Стихотворение о флаге:
Белый цвет – берёзка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска – Солнечный рассвет.
(дети показывают флаг)
На зданиях, например, администрации города. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.
Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину. Защищать честь флага – значит защищать честь своей Родины.
(ответы детей)
Стихотворение о гербе:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад. На восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Ответы детей: Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
Ответы детей:
1. Береза считается символом России потому, что таких берез, березовых рощ нет больше нигде в мире. У березы просили силы и здоровья.
2. Ромашка считается символом России потому, что ромашка самый известный и любимый цветок в России.
3. Матрешка считается символом России, потому что матрешка - русская национальная игрушка. Она изображается в русском - народном костюме.
4. Медведь считается символом России потому, что медведь такой же сильный и мощный как россияне.
5. Тройка лошадей считается символом России потому, что катание на тройках лошадей придумали в России.
6. Самовар считается символом России потому, что самовар изобрели в России.
7. Балалайка считается символом России потому, что это музыкальный инструмент, который придумал и сделал русский народ.
8. Валенки считаются символом России потому, что впервые их сделали в России
Ответы детей
(все говорят на русском, все россияне)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – берёзы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Руки согнули назад.
Русская народная хороводная игра «Березка»
Дети становятся в круг и поют (проговаривают)
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая.
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка – «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой, и когда запевают (проговаривают):
Березка зелененькая,
Весною веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит, -
«березка» изображает шум листьев, движение веток, - шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» - Девочка – «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Ответы детей
(Матрёшки)
(Гжель)
(Хохлома)
(Дымковская игрушка)
Изготовление птиц
Итог.
Вот и подошло к концу наше занятие «Мое Отечество - Россия».
Мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине - России, которые
необходимы будущим первоклассникам. - Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.
Ответы детей