Гужова Александра Владимеровна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История русского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История русского костюма»
Цель: побуждение интереса у детей к жизни наших предков через знакомство с русским народным костюмом.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания об истоках русских народных традиций;
- освоение основ русского народного костюма, знакомство с некоторыми предметами русского народного костюма;
- расширить кругозор, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, кокошник, порты, шуба;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм
- Русский народный костюм. Конспекты
- Темочки
-развить понимания бытования народного костюма, его истории и связи его со всей народной культурой;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
- воспитывать интерес к жизни предков, уважения к ним.
- воспитывать уважение к народным традициям и нравственных качеств детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», чтение и рассматривание книг с русскими народными сказками, русских народных игр «Ручеек», «Жмурки», «Горелки».
Словарная работа:, мешковина, холст, ситец, атлас, крестьяне, душегрея, символ, обёртывали, обычай.
Методы и приё мы: наглядный - показ игрушек, картинок, предметов. Словесный- рассказ, объяснение, беседа; вопросы к детям, указания.
Материал к занятиям : кукла в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением костюмов, картинки с образцами тканей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем,
друг друга, встанем в круг.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Я из хлопка, льна и кожи,
Шерстяной бываю тоже.
Меня люди надевают
И со мной не замерзают.
( Ответ: Одежда)
Воспитатель: правильно.
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Танюша (воспитатель показывает куклы). Ребята посмотрите, какая нарядная наша гостья.
II. Основная часть.
1. Беседа и рассказ воспитателя.
Воспитатель: Как вы думаете, одежда кукол отличается от нашей с вами одежды?
(Ответ детей)
Воспитатель: Правильно ребята.
Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси.
Давным-давно одежда служила только для защиты от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей.
В старые времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и разного фасона. Ребята, посмотрите что, принесла с собой Танюша. Хотите посмотреть, что это (Дети рассматривают картинки ткани)
Воспитатель: Из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого цвета, сначала некрасивая. Ткань делали дома, поэтому её называли – домотканая. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину у крестьян не было, и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим картинки, на которых изображены люди, жившие на Руси в старину.
Посмотрите, как они одеты.
Воспитатель Основной одеждой женщин была длинная сорочка.
Поверх сорочки надевали сарафан. ( Показ картинки: сорочка и сарафан).
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. ( Показ картинки: душегрея).
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Душегрея - это короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками.
- Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была телогрея.
( Показ картинки: телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.
( Показ картинки: кокошники, косынки).
Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Косоворотка – рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. ( Показ картинки: рубашки и косоворотки).
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.
- А что носили мужчины на голове? Мужской головной убор того времени – колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зимнюю пору поверх одних портов надевали вторые. Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки и куницы. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор в виде орнамента, т. е. в виде ритмично повторяющегося рисунка, наносили на ворот, рукава, подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные)
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по-разному, в зависимости от того, что они шили.
Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
Что же это? До сих пор женщины носят сарафаны. Нам известны телогрейки, правда, они стали рабочей одеждой.
- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про элементы костюма, а вы попробуйте их отгадать.
1. Эта часть костюма 3. Ходит девица с косой
Не мужской кафтан. С непокрытой головой,
Носит красна девица Красоте помощник -
Длинный (сарафан). Расписной (кокошник).
2. С давних пор краса девицы 4. Ворот вышит, а застёжка
Не румяна, не ресницы. Сбоку подборотка.
Всюду русская краса - Всем наряд известен этот
С лентой длинная (коса) Как (косоворотка).
В старину, как и теперь, дети любили играть. А вы любите играть?
Тогда поиграем. Проводится подвижная русская народная игра «Ручеек».
3. Заключительная часть
- Давайте мы невеждами не будем, Историю костюма не забудем!
- Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы, чтобы помнить прошлое, историю наших предков).
Что вам понравилось?
Мне сегодня очень понравилось, как вы справились порадовал меня сегодня.