Татьяна Дёмина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Воспитатель Демина Т. А. детский сад «Золотая рыбка»г. Кинель
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; процессе выращивания хлеба и его изготовления, о разнообразии хлебобулочных изделий;
Воспитательные: на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу; подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Развивающие: развивать интерес к коллективному труду; Развивать речь детей, активизировать в речи слова (хлеборобы, хлебопеки, ржаной, пшеничный, хлебозавод).
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; объяснение и заучивание поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету форме, вкусу; экскурсия в булочную.
Материалы: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч. Платок для завязывания глаз; хлеб (белый, черный, хлебобулочные изделия.
Ход занятия:
I.Орг. момент:
Дети заходят в зал под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями, садятся на ковер.
II.Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а отгадка будет темой нашего занятия.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед
Вкусней его на свете нет»
Дети: Хлеб.
III. Основная часть:
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.
Воспитатель:
– Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе.
– Ребята, а кто знает стихотворения о хлебе?
1. Чтение стихотворений.
Дети читают стихотворения о хлебе:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
«Сеют в поле зерна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень».
– Дети читают стихотворение С. Погореловского «Хлеб».
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час!
Воспитатель:
Молодцы. Стихи вы прочитали хорошо. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Ответы детей.
«Хлеб – всему голова».
«Ржаной хлебушко калачу белому дедушка».
«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной наш отец родной Ребята, а какой рассказ о хлебе мы с вами недавно читали?
Дети: Хлеб.
2. Беседа по литературному произведению:
Воспитатель: Какой хлеб дала мама Грише?
Дети: Вкусный, душистый, с блестящей корочкой.
Воспитатель: Как поступил Гриша, когда его позвали играть?
Дети: Бросил хлеб на землю.
Воспитатель: Почему он так поступил?
Дети: Он наелся и не знал, что делать с хлебом.
Воспитатель: Правильно Гриша поступил?
Дети: Гриша поступил неправильно.
Воспитатель: Почему неправильно?
Дети: Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, всей деревни.
Воспитатель: Как Гриша исправил свою ошибку?
Дети: Отдал хлеб жеребенку.
Воспитатель: А как вы поступили бы на месте Гриши? Ребята, как нужно обращаться с хлебом?
Дети: Бережно Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть.
3. Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:
Воспитатель: Назови хлеб ласково.
Дети: Хлебушек.
Воспитатель: Крошки хлеба, какие?
Дети : Хлебные.
Воспитатель: Квас из хлеба как называется?
Дети: Хлебный.
Воспитатель: Прибор для резки хлеба.
Дети: Хлеборезка.
Воспитатель: Посуда для хлеба.
Дети: Хлебница.
Воспитатель: Кто выращивает хлеб?
Дети: Хлебороб.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Дети: Хлебопек.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо играли.
4. Беседа «Откуда хлеб пришел»
Воспитатель: Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем).
Перед детьми картина «На поле».
5. Рассказывание по серии картин:
Воспитатель: Куда мы пришли?
Дети: (На поле.)
Воспитатель: Что видим там
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности.
Землю вспахали, а потом что делают в поле?
Воспитатель: демонстрирует картины, где люди сеют зерна.
– А что нужно для того, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, вода, удобрения.
Воспитатель:
– Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?
Дети: В колосья.
Дети рассматривают картинку.
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Комбайн убирает пшеницу.
Воспитатель: У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они.
– А что дальше делают с колосками?
Дети: Достают зерна – молотят. Это делает специальная машина.
Воспитатель: А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?
– А зачем зерна достают?
Дети: из них делают муку – измельчают.
Воспитатель: А из муки?
Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?
Дети: Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.
IV Физкультурная минутка: психогимнастика «Колоски»
Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.
.
– Какие замечательные колоски у нас выросли!
– Как много муки из них получится! А что можно испечь из муки?
Хлеб, булки, торты, пироги.
Воспитатель: А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?
Дети: В булочной.
Воспитатель: Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную!
Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.
– Какие изделия есть в нашей булочной?
Дети: Баранки, сухари, кекс, булки, печенья. Пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный.
6. Игра «Узнай на вкус»
Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.
7. Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь, заходит повар с караваем хлеба в руках. Дети рассматривают его, вдыхают аромат свежеиспеченного хлеба.
Воспитатель: Ребята, для вас сегодня испекли хлебушек. Его называют каравай.
.Хлеб – настоящее богатство нашей страны. Он всегда считался главным блюдом на столе: и в старину без него и за стол не садились. Мы сегодня тоже на обед будем кушать наш каравай. Приятного аппетита.
Литература:
• Л. А. Кондракинская «С чего начинается Родина?» Творческий центр Сфера Москва 2003 год
• Журнал «Воспитатель» №1, 2007 год.
• Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005 год.
• Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005 год.