Татьяна Шагина
«Свойства воздуха». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания,, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность, анализировать, сравнивать, делать умозаключения. 3) Воспитывать умение слушать воспитателя, четко следовать его инструкциям;
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Материал: банки с водой, камни, мел, пуговицы; пластмассовая бутылка, воздушные шарики, миска с горячей водой, миска со снегом; деревянная линейка, шнурок, половина апельсина
Ход занятия:
1. Орг. момент (дети заходят, становятся в круг)
2. Вводная часть. (2 минуты)
Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:
Через нос проходит путь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Воспитатель: - Правильно, это воздух.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Наверное у воздуха есть свои секреты, правда?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы хотите раскрыть эти секреты? (Да)Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хотя мы его не видим. Попробуем поймать воздух ладонями. Повторяйте за мной.
3. Основная часть.
1. Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» (2минуты)
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый.
2. Работа по компаниям.
Наблюдение «Воздух легче воды» (5 минут)
Воспитатель: Мы вдыхали и воздух попадал нам прямо в легкие, а в других предметах, например таких как камень, пуговица, мел, есть воздух? Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень,, пуговица, мел и пр.) (ответы детей) давайте это проверим.
Работа по компаниям.
-Я попрошу вас сесть за столы так, как вы обычно сидите (дети садятся). У каждой компании стоит банка с водой и предметы в коробочке. Сейчас вы возьмете по одному предмету в правую руку и по моей команде, на счет 3, одновременно опустите предмет в банку и понаблюдаете, что будет происходить (дети выполняют)
Воспитатель: Что вы видели, когда предметы потонули?
Дети: Из них выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?
Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Куда двигались камешки, кусочки мела и пуговицы? Воспитатель:Предметы падали вниз на дно, потому что они тяжелее воды? (Ответы детей) –Куда поднимались пузырьки воздуха? (Вверх). Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух легче воды.
3. Демонстрация опыта (4минуты)
Воспитатель: Но это еще не все секреты воздуха. Разворачивайтесь ко мне. Посмотрите. Что сейчас будет происходить.
-Вот здесь у меня два ведра, в одном - горячая вода, а в другом – снег. Возьму пластмассовую бутылку из холодильника и надену на нее возд. шарик
(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой).
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Шар не надувается.
Делают вывод: третий секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Игра (3- минуты) : Я знаю, что вы очень внимательные дети, а сможете за 5 секунд встать в круг на ковре? (Воспитатель отворачивается и считает, дети строятся) Возьмитесь за руки. Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг). Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг)
Упражнения повторяют 4-5 раз.
4. Демонстрация опыта (4 минуты)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете имеет ли воздух вес? (Выслушиваем варианты ответов). А давайте сейчас попробуем его взвесить? У нас даже будут для этого специальные весы. Рассаживайтесь полукругом лицом к окну. Всем удобно? (Воспитатель выносит весы)
Я взяла линейку и привязала к ее центру веревку. Взяла два одинаково надутых шарика, подвесила их на наши весы и уравновесила линейку. А теперь проколем один шарик.
- Что произошло?
Дети: Надутый шарик опустился вниз. Значит он тяжелее лопнувшего.
Воспитатель: Можем проткнуть и второй шарик (Бах). Весы снова уравновесились. Вот вам и четвертый секрет- воздух имеет вес.
5. Наблюдение
- А теперь встаньте пожалуйста (Дети встают)
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель подготавливает половинку апельсина. Дети закрывают глаза, а воспитатель дает понюхать каждому ребенку апельсин пластмассовой бутылочке
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы должны будете с закрытыми глазами по запаху угадать предмет, который лежит у меня в бутылочке
- Что это было? (Апельсин)
- А приятно ли он пахнет?
- Ребята, оказывается, есть столько прекрасных запахов и вам наверняка хотелось бы, чтобы вас окружали всегда только приятные запахи.
- А скажите, всегда ли на улице у нас хорошо пахнет? (Нет)
А какие предметы загрязняют воздух. (машины – выхлопными трубами, трубы заводов, свалки, сигареты, пожары).
- А как вы думаете нужно ли беречь воздух? (Конечно, воздух как и любой природный дар нуждается в нашем бережном отношении)
А как можно очистить воздух? (сажать больше деревьев, цветов, пылесосить, мыть полы).
- А может ли каждый из нас это делать?
- Ребята, я недавно читала книгу и нашла одно замечательное стихотворение, его вам прочитает Рада (Чтение стихотворения)
Так давайте же реки
Беречь и моря,
Чтоб ручьи на земле
Протекали не зря.
Чтобы воздух был чистым,
Прозрачной вода,
Чтоб планете родной
Не грозила беда.
4. Итоги
Воспитатель: Мы с вами узнали 5 секретов воздуха. О каких секретах воздуха вы сможете рассказать мамам и папам? (загибают пальчики и перечисляют свойства воздуха).Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. И чтобы в нашей группе воздух стал свежим, выйдем. а Е. В. проветрит нашу группу.