Уханова Татьяна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Водоёмы вологодского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ экологического воспитания через знакомство с водоемами Вологодской области
Задачи:
• Сформировать представления у старших дошкольников о водоемах нашего края
• Познакомить с картой Вологодской области
• Развивать познавательный интерес к природным ресурсам
• Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Водоёмы вологодского края“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Материалы и оборудование: физическая карта России, карта Вологодской области, презентация «Водоемы Вологодской области», макет парохода, две емкости с водой.
Ход занятия:
Организационный момент.
В. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие. А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете из стихотворения.
О чудесном нашем крае будет разговор
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
- Я уверена, что вы сами обо всем догадаетесь!
- Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
-Верно! На доске карта, на которой можно увидеть какая большая наша Россия (показ границ государства на физической карте). Но где-то здесь, в России, есть наша малая родина, наш край! Ребята, как называется наш край?
Дети: Вологодская область (показ вологодской области на карте России)
Работа по теме.
-Правильно. Но наша Вологодская область очень большая. Я предлагаю вам взглянуть на карту нашей области (показываю карту вологодской области). Вот посмотрите: здесь нанесены города, села, горы, леса, дороги. А что это за жилки и пятнышки такие голубые и синие на карте, как вы думаете?
Дети: Реки и озера.
- Правильно. А вы хотите попутешествовать по нашему краю?
Дети - Да
- А вот отправимся мы в путешествие по рекам и озерам нашего вологодского края. Все реки, озера, моря, океаны, даже болота на земле как назвать одним словом?
Дети – Водоемы.
Ребята, а вы знаете чем отличается река от озера?
- (ответы детей).
- Река - длинная как лента, начинается с маленького ручейка, течет и разливается, а потом большим потоком заходит в море или озеро. Озеро напоминает чашу. В земле появляется большая яма – котлован, который заполняется водой.
- В плаванье мы отправимся вот на этом бумажном пароходике (показ пароходика). Итак, мы начинаем наше путешествие. Наш кораблик плывет по самой крупной реке, которая называется Сухона. Рождается река в озере Кубенском. Название Сухона имеет славянское происхождение. Суходон означает "река с сухим дном", "сухость». Откуда такое название. В стародавние времена по реке передвигались лодки и корабли с грузом. Они часто попадали на мель, так как река летом очень мелела. И корабли приходилось вытаскивать «посуху»,вручную. Отсюда и пошло название реки.
Это самая длинная, глубокая и очень красивая река в нашем крае (показываю на карте) .На берегах реки очень любят отдыхать вологжане (показываю фотографии реки).
.
- Мы и не заметили, как оказались в водах озера Кубенское. (показываю на карте). Посмотрите, какое длинное это озеро. Название его произошло от названия реки «Кубена», что означает «большая вода». Еще Петр Первый был впечатлен размерами этого водоема. По его приказу были сделаны промеры глубины. Но озеро оказалось слишком мелким. Поэтому озеро не подходит для судоходства. Зато берега озера очень живописные.
(демонстрирую фотографии озера)
- Давайте сойдем с нашего кораблика на берег озера и отдохнем. Какой здесь чистый воздух. Какой свежий ветерок дует с воды.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
А теперь давайте здесь поиграем.
Физминутка.
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса — расписные паруса.
(Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
Давайте продолжать наше путешествие.
- А сейчас мы плывем по реке Кубена (показываю фотографии). На берегу этой реки стоит прекрасный город Харовск. Истоки (начало реки) реки Кубены находятся на Коношской возвышенности. Здесь очень быстрое течение (Показываю фотографии истоков реки).Но дальше течение реки успокаивается, и становится более спокойным. Это тоже очень длинная река.
Наше путешествие подходит к концу. Но это не все водоемы. О других реках и озерах нашего края мы узнаем позже! За один день со всеми не познакомиться, ведь их так много! Мы возвращаемся в наш детский сад.
- А кто из вас знает, на берегу какой реки находится наш город?
Дети – Вологда.
- Правильно. Посмотрите какая красивая у нас река. (демонстрирую фотографии реки Вологды). Наша река Вологда является притоком Сухоны.
-Ребята, как вы думаете, реки и озера нужны человеку?
Дети: Да!
- А для чего?
- Ответы детей.
-Действительно, по воде перевозят грузы, люди по рекам переплывают из одного поселка в другой, из рек и озер ловят рыбу, пьют воду. Растениям тоже нужна чистая вода.
А почему вода должна быть чистой? Давайте проведем опыт.
- Представим, что перед нами 2 озера (емкости с водой). Как вы думаете, что можно поймать в озерах?
Дети: рыбу!
-Тогда, отправляемся на рыбалку! (вызываю ребенка, с помощью сачка ловим рыбку в одном из "озер"). А сейчас посмотрим, чем богато второе озеро (другой ребенок пытается поймать рыбку, а вытаскивает из воды мусор).
- (удивление) Что же это такое? Как вы думаете, кто мог это сделать?
- Ответы детей.
Что нужно делать людям, чтобы озера и реки были чистыми?
- Ответы детей.
А сейчас ребята из нашей группы расскажут нам, как нужно вести на берегах водоемов.
Дети (2) рассказывают о правилах поведения (показывают запрещающие знаки)
Памятка
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
4. Никогда не ныряй в незнакомом месте.
5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.
Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? По каким рекам и озерам вологодской земли мы путешествовали?
- Ответы детей.
- .Давайте беречь нашу землю, наши реки и озера. И в заключение нашего занятия мне очень хочется прочитать вам вот такое стихотворение:
Пусть на Земле не умирают водоемы,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!