алла кудрявцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Счетные устройства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной группе «Счетные устройства»
Задачи
1. Углубить и расширить знания детей об истории счетных устройств.
2. Побудить детей к пониманию того, что человек создал счетные устройства для облегчения счета.
3. Активизировать познавательную деятельность.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Счетные устройства“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Используемый материал: ноутбук, презентация, счеты, калькулятор, счетные палочки.
Ход ООД.
Занятие начинается с просмотра презентации. На первом слайде появляется Чевостик
Чевостик. Здравствуйте ребята. Я Чевостик. Вы меня узнали? Я научился считать до 10. Давайте вместе со мной посчитаем наши пальцы.
Воспитатель. Давайте посчитаем вместе с Чевостиком до 10. (Дети считают). Сколько пальцев у вас на руке? (Ответы детей). А как вы считаете, могут ли наши пальцы решать, например, примеры? (Ответы детей). Давайте проверим. К 5+1, к 7+3 (дети считают, используя пальцы при счете). А сейчас сосчитайте, сколько будет к 10 + 7?
Воспитатель. Почему вы не смогли сосчитать при помощи пальцев рук? (Пальцев не хватило).
Воспитатель. Чевостик, как ты считаешь, удобно ли решать примеры, пользуясь пальцами на руках?
Чевостик. Но можно еще использовать пальцы на ногах.
Воспитатель. Я согласна с тобой, но бывает так, что пальцев не хватит и на ноге. Например, если к 20 + 20 будет 40. А у нас на руках и на ногах только 20 пальцев. Что же делать? Как быть?
Чевостик. Не знаю?
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что может помочь нам в счете предметов, кроме наших пальчиков? (Ответы детей).
(Показать счеты, калькулятор, счетные палочки.)
Воспитатель. Чевостик, а хочешь знать как люди раньше считали?
Чевостик. Конечно хочу.
Воспитатель. (3 слайд). Я предлагаю отправится в музей счетных устройств, где находятся разные предметы, которые помогали людям считать в древности.
Вот собрали мы друзей,
И отправились в музей.
(Дети на первую строчку хлопают в ладоши, а на вторую – маршируют).
Воспитатель. (4 слайд). Я приглашаю вас пройти в музей —
Он не простой, в нем чудо-экспонаты.
Воспитатель: С давних времён люди использовали для счёта различные способы.
Перед вами древние люди. В начале своего развития люди использовали для счёта природный «калькулятор» - свои десять пальцев. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Например, человек показывал три пальца. Это означало, что он хочет получить за свой топорик, сделанный из камня три шкурки животного для своей одежды. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. В ход шли не только пальцы рук, но и ног. Но как оказалось это было неудобно. Так как нельзя было сосчитать больше двадцати.
Воспитатель. (5 слайд). Переходим к следующему экспонату. Перед вами узелковые счеты. Из листьев растения агавы делали верёвки и считали на
них, завязывая узелки. Маленькие узелки обозначали единицы, а большие —
пятёрки.
Воспитатель. (6 слайд) Для сложных вычислений использовали устройство для счёта камешками, бобами, косточками, которое называлось абак. Это первый вычислительный прибор. Появился около 2500 тысяч лет назад. Его изобрели финикийцы. Затем абак начали использовать в Древней Греции, Древнем Риме, Японии, Китае и других странах. Он представлял собой доску с желобками, в которых размещали мелкие предметы – камешки, косточки. В Древнем Риме такие камешки называли калькули. От этого слова образовалось название калькулятор.
Воспитатель. (7 слайд) Здесь представлен греческий абак.
Воспитатель. (8 слайд). А ещё позже в Китае изобрели счёты. Следующий экспонат. Это китайские костяные счеты – суаньпань. Состояли из деревянной рамки, разделенной, на верхние и нижние секции.
Воспитатель. (9 слайд) Здесь представлены японские счеты. Они назывались соробан.
Воспитатель. (10 слайд). Раньше люди использовали косточки от фруктов – слив или вишни.
Воспитатель: (11 слайд) В современных счетах используют деревянные костяшки, пластиковые и металлические. Раньше все дети в школе учились считать на счетах. Они были напольными. Ученик мог подойти и посчитать.
Воспитатель. (12 слайд). Логарифмические линейки были прямоугольной. круглой и цилиндрической формы.
Воспитатель. (13 слайд) на слайде - сумирующая машина.
Воспитатель. (14 слайд). Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было потратить очень много времени. Поэтому придумали счетную машину - калькуляторы. Вы видите старинные и современные калькуляторы.
Воспитатель. (15 слайд). На этом слайде представлена первая отечественная вычислительная машина «Стрела».
Воспитатель. (16 слайд). Первая ЭВМ «Мир».
Воспитатель. (17 слайд). Сейчас мы не представляем свою жизнь без компьютера. Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? Создано много разных компьютеров с разными возможностями. Ноутбук – это переносной компьютер.
Воспитатель. Вот Чевостик, ты узнал, как люди считали раньше и сейчас.
Чевостик. Ой, ребята, я что-то забыл, на чем люди считали раньше и теперь.
Воспитатель. Ребята, давайте напомним Чевостику. Как люди считали сначала, что использовали? Какие счеты появились потом. Из чего они были сделаны? Что люди используют теперь. Как вы думаете, людям, каких профессий необходимы счетные приборы?
Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. Нам пора возвращаться в группу.
Воспитатель. Чевостик, тебе понравилось с нами путешествовать?
Чевостик. Очень. До свидания ребята, вы меня многому научили.