Булкина Оксана
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «12 апреля — День Космонавтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «12 апреля - День Космонавтики»
Булкина О. В. воспитатель МДОУ - детский сад компенсирующего вида №23
Цель: уточнить знания детей о первом космонавте, полетевшем в космос; закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы; познакомить с историей возникновения космического корабля.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „12 апреля — День Космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные:
обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах : познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме Космос.
Коррекционно – развивающие:
развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира, развивать навыки развития мелкой и крупной моторики.
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос, уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
Словарная работа:
Солнце, созвездия, космос, спутник, космический полет, космический корабль, космическая станция, космонавт, скафандр, вселенная.
Оборудование:
Демонстрационный материал: портреты К. Циолковского, С. Королева, Ю. Гагарина, А. А. Леонова, В. Терешковой; фото Белки и Стрелки, звёздного неба; планет Сатурн, Юпитер, Земля, Спутника.
Раздаточный материал: разрезные картинки.
Ход занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Я сейчас загадаю вам загадку, вы отгадайте её и узнаете о чём пойдёт у нас
сегодня разговор.
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)
- Молодцы!
- Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живем? А где находится
город Жуковский, в какой стране? Страна Россия - одна из множества
стран на нашей планете Земля.
- А вы знаете, какая она, наша планета? В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.
- Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
- Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
- Давай возьмём небольшой мяч. А теперь представьте, что мы путешественники и начинаем движение от верхушки шара. Я ставлю туда кончик фломастера. Теперь наш путь пойдет все время вниз. Если вести фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивать вслед за движением фломастера, то скоро мы окажемся в той же точке, откуда начали свой путь.
- Вот так и наши путешественники убедились, что земля - это шар. Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом.
- Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами - звездами, планетами, кометами и метеоритами.
- А какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда - Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.
- Вокруг нашей звезды – Солнца – вращаются 9 планет, входящих солнечную систему.
- Чтобы их запомнить я предлагаю выучить нам с вами считалочку.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
На луне жил звездочёт - (показать на небо двумя руками)
Он планетам вёл учё т: (Посмотреть в подзорную трубу)
Меркурий – раз, (на каждое название планеты загибаем палец)
Венера – два – с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон,
Кто не видит выйди вон! (развести руки в стороны)
- Какие планеты вы запомнили?
- Посмотрите, это фотографии планеты Юпитер, Сатурн и Земля. (показ фото).
- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?
- (звёзды состоят из раскалённых газов, а планеты из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).
- Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все - огненные шары, одни более горячие, другие - менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие - белые, чуть менее горячие - голубые, потом желтые и красные. (показ фото – звёздное небо)
- Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок.
- Правильно! Алладин летал на волшебном ковре-самолете, Баба-Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.
- Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолётах.
- Великий ученый — Константин Эдуардович Циолковский (показ фото№2 К. Э. Циалковский,
начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть с мячом.
Д/и «Волшебная палочка». У кого в руках палочка, тот называет
космические слова.
- Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королев.
(показ фото №3 С. П. Королёв)
- Сергей Павлович Королев, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.
- 4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.
- Это было первое, сотворенное человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг нее.
- Посмотрите, что же представлял собой спутник Земли?
(Показ фото №4 Спутник)
- Это был небольшой шар, диаметром около 60 сантиметров, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.
- Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.
- Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлёны.
- Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.
- Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.
- «Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).
- 19 августа 1960 года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой.
(показ фото №5 Белка и Стрелка)
- Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.
- Все благополучно вернулись на Землю.
- 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.
- Знаете ли вы его имя?
- Правильно! Самого первого космонавта Земли звали Юрием Алексеевичем Гагариным.
(показ фото №6 Ю. А. Гагарин)
- Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.
- Она показалась ему прекрасной!
(показ фото №7 Земля)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
Д/и «Подбери признак к предмету» (Космонавт какой? – смелый, сильный, умный, выносливый, образованный)
- Верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.
- Все эти качества у Юрия Гагарина были!
- Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник — День космонавтики.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз — два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет…. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца …. (круг руками)
Космонавтам нужен год…. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно…. (руки в стороны, наклон вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет…. (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею… (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет … (поднимают руки вверх и машут)
- С той поры в космосе побывали многие космонавты.
- 16 июня 1963 года на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
(показ фото №8 В. Терешкова)
- Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.
(показ фото №9 А. Леонов)
- Я вам приготовила игру «Разрезные картинки». На них изображены:
Юпитер, Сатурн, Земля и космический телескоп. Давайте разделимся на
команды и посмотрим какая команда справится быстрее.
- Молодцы, ребята, все справились с заданием!
- А теперь предлагаю поиграть в игру «Скажи со словом много».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
- Кого считают основателем космонавтики? (К. Э. Циолковского).
- Кого называют Главным конструктором космических аппаратов?
(С. П. Королёва)
- Расскажите о собаках, побывавших в космосе? (Белка и Стрелка).
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
- Как звали первую в мире женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).
- Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
- Какие планеты вы запомнили?